Нартовский Эпос НАРТЫ-АРИИ





Просмотр
Click

http://1.bp.blogspot.com/-hjMyYjfOXvY/Th0G0HaeS8I/AAAAAAAAAGc/MGMc8FtkH9s/s1600/cooltext539910882.png
 
Нартовский эпос по Ж. Дюмезилю
Народный эпос ныне распространился далеко за пределами Осетии в сильно различающихся по букве и по духу вариантах. Однако по множеству недвусмысленных примет можно сделать следующие три предположения.

1. Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои. Вынося это суждение, Жорж Дюмезиль знал, что огорчит своих черкесских и абхазских друзей, но magis amiсa veritas (лат.) (истина дороже дружбы). В основе своей нартовский эпос — осетинский.

2. Он был воспринят несколькими соседними народами, видоизменялся на разные лады, терял и обогащался, приобретая прежде всего различную нравственную окраску. Наибольшее распространение он получил у чеченцев и ингушей, черкесов — восточных и западных — и абхазцев. В этих трех областях, благодаря тому, что на Кавказе начиная с 1940 г. официально и систематически проводятся исследования народного творчества, было выявлено огромное количество вариантов. Нартовский эпос привился также, хоть и не дал столь обильного роста, у балкарцев и карачаевцев.

3. На западе — убыхи, на востоке кумыки и дагестанцы оказались менее радушны: племенное имя Нартов им знакомо, но это только синоним «великана» и обозначает тех злых и глупых исполинов, с которыми быстро расправляются местные Давиды.

Прошло более столетия с тех пор, как собирателями были записаны первые сказания. В Осетии, благодаря Всеволоду Миллеру, основателю осетинской филологии, работа давно была поставлена на научную основу; филология других народов, к сожалению, не старше Октябрьской революции. Научная документация начала расти с 1880 г., благодаря тифлисским этнографическим публикациям. Сейчас она стала исчерпывающей в итоге большой исследовательской работы, которая велась почти во всех областях даже во время второй мировой войны и в последующие годы.

Очень долго у различных народов существовали профессионалы памяти — черкесы их называют «тегуако», т. е. «играющие». Им-то и принадлежит заслуга сохранения этих драгоценных преданий. В Осетии эти сказания были записаны преимущественно в прозаической форме. У черкесов некоторые из них стали длинными традиционными поэтическими плачами, довольно устойчивыми по тексту, несмотря на разницу в диалектах.

Что такое Нарты на их исконной родине, т. е. у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности; анализ их образов выявляет не одну мифическую черту. Их племенное имя, хотя произвести его лингвистически от «скифского» и несколько затруднительно, означает не что иное, как «герои», uiri и примыкает к санскритскому и иранскому – nar «мужчина», «воин» (греч.’α۷ŋρ’ и т. д.) .

Нарты жили во времена великанов, люто с ними враждовали и победили их. Хотя есть немало семей, считающих, что в их жилах течет нартовская кровь, однако Нарты были в конце концов поголовно истреблены при обстоятельствах, которые освещаются по-разному.

Обычно говорится, что своим безбожием и дерзостью они навлекли на себя кару господню, кару бога мусульманского или христианского — сообразно вариантам, потому что осетины частично христиане, частично мусульмане, предки же их все были христианами, как и предки черкесов до их позднейшего обращения в ислам. Однако некоторые, причем самые знаменитые, Нарты погибают порознь, драматически — до того, как исчезает все племя. До своего величественного конца все эти герои жили, действовали, и их подвиги и страдания составили ткань эпоса. У них была своя «социальная организация», которая заслуживает рассмотрения.


Click




Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои… 
Что такое Нарты – на их исконной родине, то есть у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности… 
Жорж Дюмезиль  


В самом центре Кавказа, на север и на юг от Главного Кавказского хребта, живет народ, которому в исторических и филологических изысканиях отводится роль, значительно превосходящая его нынешнюю немногочисленность. Этот народ – осетины, потомки и наследники древних скифов и сарматов, вошедшие в средневековую историю Европы и Азии под именем алан. Аланы – осетины сохранили скифскую речь и культуру, бережно пронесли сквозь тысячелетия бесценные памятники фольклора. 

Одним из величественных памятников культуры скифской древности и аланского средневековья является нартский эпос, известный сегодня всему миру и вошедший в ряд великих творений человечества. 

Истоки нартского эпоса восходят к III тысячелетию до н.э., к эпохе индоиранского единства, а пополнение и творческое развитие эпических сказаний продолжалось до середины о II тысячелетия н.э. Сказания о героях-нартах отразили в образной художественной форме огромный период в жизни народа – от родового строя до феодальной раздробленности на закате средневековой Аланской державы. 

Древнейшей основой нартского эпоса ученые называют мифологические и религиозные представления об окружающем мире, занимающие значительное место и в героических сказаниях. По соседству с нартами живут и действуют великаны и карлики, герои сказаний на равных общаются с небожителями, спускаются в подводное царство, путешествуют по Стране Мертвых, понимают язык птиц и зверей. 

Нарты – поэтический псевдоним народа, создавшего эпос и запечатлевшего в героических сказаниях идеологию, общественные отношения и личностные идеалы ранних этапов своей истории. В образах бесстрашных и жизнерадостных, свободолюбивых и мудрых героев воплощены главные качества самого народа. 

Сцена, на которой разворачиваются основные события эпоса, - это раздольные степи, высокие горы, морские берега. Многообразия ландшафтов и особенности природной среды, описанные в сказаниях, характерны для территорий, населенных в древности предками осетин, - евразийских степей и Кавказа, побережья Черного и Азовского, Каспийского и Аральского морей. 

Нартское общество устроено в соответствии с идеей о трех социальных функциях, характерной для всех индоиранских народов. Нарты делятся на три рода: Алагата – хранители религиозных традиций; Ахсартаггата, к которому принадлежат главные герои сказаний – доблестные воины; Бората, отличающийся многочисленностью и богатством. 

Поселение Нартов состоит из трех кварталов, в которых живут эти три рода. Общественные дела решаются на нихасе – так у алан-осетин и их предков называлось народное собрание. 

Хозяйственные заботы Нартов связаны со скотоводством и земледелием, наиболее почитаемым ремеслом является у них кузнечное дело. И все же любимым занятием героев эпоса были военные походы. Это соответствует реалиями скифо-сартатского и аланского времени. Вернувшись домой с богатой добычей, нарты устраивали грандиозные пиры с воинскими турнирами, песнями и танцами, чтобы затем вновь отправится в далекие страны.  

«Нартский век» осетинской истории – героическая эпоха походов и войн, борьба за свободу, формирования плененных союзов и государственности. Воинская идеология и рыцарская этика пронизывают эпос, служат главными критериями оценки богатырей –нартов, их друзей и соперников. Необходимыми качествами мужчины – воина считались храбрость в сражении, умеренность в пище и уважение к женщине. 

Сказания о нартах хранят множество деталей и сюжетов, совпадающих с описаниями скифских и аланских обычаев, а также названия многих стран и народов, с которыми историческая судьба сводила предков осетин. В то же время повседневная домашняя жизнь нартов, как она отражена в сказаниях, почти не отличается от старого осетинского быта, каким помнит его старшее поколение наших современников. Не случайно нартских эпос часто именуют энциклопедией осетинской жизни. Он и в самом деле является хранителем культуры народа, фольклорным памятником великим героям и событиями прошлого, собранием образов, на которых воспитывались сотни поколений. 

Как любой подлинно народный эпос, нартские сказания не сведены в застывшую эпопею с единым сюжетом. Их объединяет целостность иного рода – внутреннее единство образов, стиля, идейного содержания. По именам главных героев нартский делится на циклы сказаний – об Уархаге и его сыновьях, о Шатане и Урызмаге, Сослане, Сырдоне, Хамыце и Батразе, Ацамазе и других славных нартах. 

Не иначе, как чудом, хочется назвать удивительную судьбу нартских сказаний, которые дошли до нашего времени благодаря народным певцам, передававшим их из уст в уста, из поколения в поколение.


К первой четверти XX века была проведена огромная работа по выявлению фольклорных текстов, был создан правительственный Нартский комитет, началась планомерная и целенаправленная государственная деятельность по сбору, научному исследованию, систематизации и подготовке нартских сказаний к изданию. Во все районы Осетии были посланы фольклорные экспедиции, проводились регистрация и извлечение сказаний. Итогом всей этой работы стали стали создание и публикация в 1946 г. сводного текста нартских сказаний в прозаической форме на осетинском языке. Это знаменательное событие, имевшее общенародный резонанс, повлияло на все сферы культурной жизни Осетии. Сводный текст послужил основой для перевода нартских сказаний на русский язык, осуществленного Юрием Либединским, и впервые изданного в 1948 г. 

В 1965 г. в издаваемой ЮНЕСКО серии выдающихся произведений мировой литературы и фольклора вышел выполненный Жоржем Дюмезилем французский перевод нартских сказаний. В наши дни продолжается кропотливая и ответственная работа по изданию никогда ранее не публиковавшихся вариантов сказаний на разные языки мира. Прочную же основу для изучения осетинского языка и фольклора заложил в конце XIX века выдающийся русский ученый Всеволод Миллер. Его работы стимулировали обращение культурной элиты Осетии к собиранию и изучению нартских сказаний. Неоценимый вклад в исследование нартского эпоса внесли выдающиеся языковеды и фольклористы XX в. француз Жорж Дюмезиль, осетин Васо Абаев, трудами которых сказания о нартах приобрели мировую известность. Значительные исследовательские работы нартоведов нового поколения изданы в последние годы как в нашей стране, так и за рубежом.



Скифы и нарты
Жорж Дюмезиль (Gerges Edmond Raolul Dumezil) (1898 - 1986)
Родился в Париже. Окончил Ecole Normale Superieure (1916). С 1919 - адъюнкт-профессор. С 1924 - доктор наук. В 1924 переехал в Стамбул и до 1931 г. состоял профессором Стамбульского университета  по специальности истории религий. Был лектором в университете в Упсале (Швеция) (1931-1933). Вернувшись в Париж, возглавил кафедру сравнительного изучения религий индоевропейских народов в Ecole pratique des Etudes (1935). Вел курс армянского языка в Ecole Nationale des Langues Vivantes (1937-1948). Заведовал кафедрой индоевропейской цивилизации в College de France (1949-1968). В 1968 г. уходит на пенсию со званием почетного профессора College de France. Умер в 1986 г.
 Ж. Дюмезиль. Осетинский эпос и мифология. М., "Наука", 1976 ("Исследования по фольклору и мифологии Востока"). С. 8.

Верховные боги индоевропейцевКнига крупнейшего французского специалиста по сравнительной мифологии Ж. Дюмезиля подводит итог его многолетним исследованиям в этой области. В книге содержится большое количество цитат и выдержек из текстов на древних языках: санскрите, авестийском, греческом, латинском, древнеисландском и т.д. Широко используемая автором научная литература приводится только на языке подлинника.
Ж. Дюмезиль

Сюжеты из Нартсгого Эпоса.
(Насколько известно перевод с осетинского слова Нарт, означает Наш Огонь)

Нарт Сослан

Batraz. Батраз (Balder-As) перед Чашей Уацамонга (Чаша Грааля). Художник М. Туганов


Soslan. Сослан. Пир Нартов (Асов). Ритуальный танец Сослана на Чаше Грааля. Художник М. Туганов


Ос (Ac)-Багатар (храбрый, доблестный, благородный, и т.д..) высокий воинский титул у алан.



Бой с великанами (1948)

Вернуться к началу Перейти вниз


 

Нарты-Арии и Арийская идеология

От редакции
От редактора
SYRDON КАК КОДОВЫЙ СИМВОЛ ЯЗЫКА НАРТИАДЫ
Syrdon — демографический код
Syrdon — зооморфный код
Syrdon как материнство
Сирдон-песнетворец
Nartæ как кодовый символ нартиады
Термины syrdon и nærton
Брачные "непромысловые" охоты, оргиастические празднества сиртов и нартов у воды и водных источников
Syrdony gadza как"собака"и"потаскуха"
Naf-"род", najfat — "место празднеств рода", fyccag naf —"начало сроков родовых празднеств naf"
Naf — "род", myggag — "семя" как "порода" и "племя"
Ærvad, ærvadæl — "брат": три "братства" как три "союза" myggag
Сирты: амазонки и "амазонство"
Bal — "отряд всадников, кавалерия", balc — "конный поход, набег"
Сослан и начало переворота аристократов
Сослан — сезонный вождь — вождь скорых дел. Батрас — военная аристократия —вожди и богатыри многолетних походов
Сезонные вожди против профессионалов
Конец нартовской демократии и переворот аристократов
As как "Жрец-Воин" и "племя Жрецов-Воинов"; Batras как As, как Bægatyr и как Ældаг
Пантеон асов — осетинский пантеон
Переворот аристократов — время и эпоха
Влияние военного быта на систему воспитания возрастных групп
Общая установка воспитания мальчиков
Возрастной период syvællon — "младенчество"
Поколение kæstærtæ — "младшие": возрастной период cumajykar
Поколение kæstærtæ: возрастной период — fæsivæd "смена"
Поколение nartæ — "мужи"
Возрастные ступени в структуре поколения kæstærtæ — "младшие"
Возрастные ступени в структуре поколения nartæ — "мужи"
Опыт систематизации обряда инициации amongæ — "обучений, наставлений"
ИНСТИТУТ ПОХОДОВ БАЛЦ
Порядок обсуждения вопроса об организации balc
Состав дружин и обычаи принятия воинской клятвы
Численность, снаряжение и система боевой подготовки воинов
Построение и распределение функций в походе и в бою
Распределение добычи
Распределение добычи и общественная жизнь
ОТРАЖЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЕННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УКЛАДА ПРОШЛОГО В ФОРМАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ОСЕТИИ
Отражение социальных изменений в развитии форм жилища
Оборонительные функции поселений
Сложение территориальных систем обороны
Организация систем обороны
Социальная элита
ОТ ПАНТЕОНА NARTAMONGÆ К ПАНТЕОНУ WASAMONGÆ И КОДЕКСУ ВОИНОВ – ASOВ – WASDAN
ВЫВОДЫ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Библиографические ссылки и примечания
2


К ИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ И АРИЙСКОМУ НАСЛЕДИЮ СЕГОДНЯ: ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
СТАДИАЛЬНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ НАРТИАДЫ: ПЕРЕХОДНАЯ ЭПОХА ОТ ПАЛЕОЛИТА К НЕОЛИТУ И ЭНЕОЛИТУ
ЛЕГЕНДА О СОТВОРЕНИИ МИРА. (1/2)
ЛЕГЕНДА О СОТВОРЕНИИ МИРА. (2/2)
ДРЕВНЕАС-АЛАНСКАЯ ТИТУЛАТУРА
ТИТУЛАТУРА ВТОРОЙ ФУНКЦИИ ALÆGATÆ - BÆGATYR-BÆGATÆR - BAGA-TYR
ТИТУЛЫ ТРЕТЬЕЙ ФУНКЦИИ BORÆTÆ
АРИЙСКАЯ ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА
КУЛЬТУРА ЭПОХИ SYRTDANA - NARTDANA ПО НАРТИАДЕ И МОЛИТВОПЕНИЯМ ARGЪAW. (1/2)
КУЛЬТУРА ЭПОХИ SYRTDANA - NARTDANA ПО НАРТИАДЕ И МОЛИТВОПЕНИЯМ ARGЪAW. (2/2)
FÆDGY BÆLAS - FÆTKЪUY BÆLAS: «ДРЕВО ОБЫЧАЯ-ПОТОМСТВА» - «ЯБЛОЧНОЕ ДЕРЕВО» В ARGЪAW
FÆDGY BÆLAS: «ДРЕВО ОБЫЧАЯ-ПОТОМСТВА» В НАРТИАДЕ
НЕТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА АРИЙСКИЙ И САКО-СКИФСКИЙ ПАНТЕОНЫ. (1/2)
НЕТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА АРИЙСКИЙ И САКО-СКИФСКИЙ ПАНТЕОНЫ. (2/2)
AРЕАЛ ИДЕОЛОГИИ DZÆWÆGGAG: DZAW - «восходящие (к свету)»; И ИДЕОЛОГЕМЫ «РОЖДЕНИЯ-СМЕРТИ-РОЖДЕНИЯ». (1/3)
AРЕАЛ ИДЕОЛОГИИ DZÆWÆGGAG: DZAW - «восходящие (к свету)»; И ИДЕОЛОГЕМЫ «РОЖДЕНИЯ-СМЕРТИ-РОЖДЕНИЯ». (2/3)
AРЕАЛ ИДЕОЛОГИИ DZÆWÆGGAG: DZAW - «восходящие (к свету)»; И ИДЕОЛОГЕМЫ «РОЖДЕНИЯ-СМЕРТИ-РОЖДЕНИЯ». (3/3)
KUVD - «МОЛЕНИЕ-ТАНЕЦ-ПИР» В АРИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ЧЕРНОМОРЬЯ. (1/3)
KUVD - «МОЛЕНИЕ-ТАНЕЦ-ПИР» В АРИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ЧЕРНОМОРЬЯ. (2/3)
KUVD - «МОЛЕНИЕ-ТАНЕЦ-ПИР» В АРИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ЧЕРНОМОРЬЯ. (3/3)
ИДЕЙНО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АРИЕВ И ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА. 1/5
ИДЕЙНО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АРИЕВ И ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА. 2/5
ИДЕЙНО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АРИЕВ И ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА. 3/5
ИДЕЙНО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АРИЕВ И ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА. 4/5
ИДЕЙНО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АРИЕВ И ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА. 5/5
ПРОРОКИ: SEM КАК ПРОЯВЛЕНИЕ, SEMAD КАК ЯВЛЕНИЕ. 1/2
ПРОРОКИ: SEM КАК ПРОЯВЛЕНИЕ, SEMAD КАК ЯВЛЕНИЕ. 2/2
АС-АЛАНСТВО И ХРИСТИАНСТВО – АРИЙСКАЯ ИСТИННАЯ ВЕРА. 1/2
АС-АЛАНСТВО И ХРИСТИАНСТВО – АРИЙСКАЯ ИСТИННАЯ ВЕРА. 2/2
АС-АЛАНСКАЯ (АРИЙСКАЯ) ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА И ГОСУДАРСТВООБРАЗОВАНИЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ, В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ.1/5
АС-АЛАНСКАЯ (АРИЙСКАЯ) ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА И ГОСУДАРСТВООБРАЗОВАНИЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ, В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ.2/5
АС-АЛАНСКАЯ (АРИЙСКАЯ) ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА И ГОСУДАРСТВООБРАЗОВАНИЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ, В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ.3/5
АС-АЛАНСКАЯ (АРИЙСКАЯ) ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА И ГОСУДАРСТВООБРАЗОВАНИЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ, В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ.4/5
АС-АЛАНСКАЯ (АРИЙСКАЯ) ДИНАСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА И ГОСУДАРСТВООБРАЗОВАНИЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ, В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ.5/5
KART-SINX-WAL - ATLANT: ПОСЕЛЕНИЕ ЖРЕЦОВ, МОЛИТВЫ КОТОРЫХ ДЕРЖАТ НЕБО - ХУССАУ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
БИБЛИОГРАФИЯ
-----------------------------------------------------
Волшебная свирель

Нартовский эпос является шедевром народно-поэтического творчества осетинского народа. Сотворенный поэтическим гением осетинского народа, он до сих пор привлекает к себе взоры ученых и поэтов, историков и фольклористов, художников и музыкантов.
Пройдя через горнило исторической действительности, нартовский эпос донес до нас мифо-религиозные, духовно-нравственные представления нашего народа, формировавшиеся еще в эпоху первобытнообщинного строя на пороге его перехода в раннеклассовое общество.
Сквозь пелену мифо-религиозных представлений народа, творившего свою реальную историю во взаимодействии с природой и окружающими его народами, просматриваются живые монументальные эпические образы.
В этих сказаниях в предельно обобщенной форме отразилась история борьбы человека и общества за свое место под солнцем.
Предлагаю вам посмотреть сказание «Волшебная свирель Ацамаза».
Источник - http://fandag.ru/publ/15-1-0-72
------------------------------------------------------------------


Осетинский язык


 Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейских языков. К северной части восточной подгруппы, которая на сегодняшний день практически полностью исчезла. Восходит к языку скифов-саков-сарматов-роксАланов-алан, которые жили к северу от Черного и Каспийского морей, а также в предгорьях Кавказа (конечно, наряду с другими кочевыми и полукочевыми ираноязычными племенами)..

Ученые давно установили, что осетины по происхождению не связаны с соседними кавказскими народами. Они пришли на Кавказ с севера, из южнорусских степей. В прошлом они назывались аланами. А аланы, по свидетельству историка Иосифа Флавия (I в. н. а),— скифское племя, жившее у Дона и Азовского моря.

Во время великого переселения народов в IV—V вв. н. э. часть алан прошла через всю Европу до Франции и Испании. Французское имя Alajn, английское Alan — наследие того времени..

Во время великого переселения народов в IV—V вв. н. э. часть алан прошла через всю Европу до Франции и Испании. Французское имя Alajn, английское Alan — наследие того времени.

Оставшиеся в Восточной Европе аланы продвинулись к предгорьям Кавказа и образовали крупное по тому времени феодальное государство. В X в. аланы приняли христианство. Средневековая Алания поддерживала оживленные сношения с Византией, Грузией, Россией. Нашествие монголов и походы Тимура имели для алан катастрофические последствия. Часть их погибла в непрерывных войнах. Часть переселилась в Венгрию, где под именем «ясов» еще несколько столетий сохранила свою этническую самобытность. Часть была вовлечена в монгольские завоевательные походы и рассеялась по чужим землям.

Оставшаяся на Кавказе часть алан оказалась запертой в теснинах Центрального Кавказа.

Невольно сравниваешь обширную территорию от Алтая на востоке до Дуная на западе, которую занимали скифо-сарматские племена в I тысячелетии до н. а., с несколькими узкими ущельями, в которых застает осетин XVIII век. Это ли не богатая пища для размышлении о превратностях судьбы! Бывает так, что растение, покрывавшее в прошлом огромные пространства, сохраняется только на небольшом клочке земли. Такова, например, реликтовая сосновая роща в Пицунде, в Абхазии.

Таким вот реликтом скифского мира являются осетины на Кавказе. Что же сохранили они от своего далекого прошлого? Два бесценных сокровища: язык и эпос...

Сходство осетинского языка с некоторыми европейскими:



С Английским
английское 'arm' - рука и осетинское 'арм' - рука;
английское 'door' - дверь и осетинское 'дуар' - дверь
английское 'guard'- страж, охранник и осетинское уарт - щит;
egg - аиг
narrow - нарæг
middle - мидæгаей
all - аллы - всё, oбo-всём..
is  -  есть
another - æндæр
hoot - худ
kourt – кæрт
foot – фад
dress – дарæс
murder – мард
nanny – нана
devil – ивал
name – ном, имя
my – мæ
food - фут
enter(англ.ввод,пуск) - антæр
father - фыд - oтец
И т.д..



С Немецким:немецкое 'Hoch' (высота, высокий, возвышенность) – Хох – гора, высота.
немецкое 'Du' и осетинское Ды, Ты
Hochland (высокая страна, страна гор)
немейкое 'Name' осетинское Ном
немецкое 'Hut' - шляпа и осетинское 'худ' - шляпа, папаха;
немецкое 'Mord' - убийство и осетинское 'мард' - убийство;
немецкое 'Meinen'  осетинское Мæнæн Мой, мне;
немецкое 'Alle' - все и осетинское 'алы' - каждый, всякий;
немецкое  'Andere' - Другой - андæр (ocетинский.)
И т.д..



 В Британии римлянами в качестве наемников использовались ираноязычные сарматы, родственный скифам и аланам народ. В 175 году н.э. император Марк Аврелий нанял 8000 наемников-сарматов, из которых 5500 было направлено в Британию. После окончания службы в римской армии, сарматы, в отличие от других солдат auxilia, не могли вернутся на родину, так как она находилась за границами империи. Судя по всему, сарматские "военные поселения" продолжали существовать в течение всего 3-го века. В 17 веке в графстве Ланкашир были найдены надгробия с упоминанием сарматов. По словам византийского автора XV в. Лаорника Халкакондиласа: «В эпоху поздней империи военные поселения сармат зарегистрированы даже на территории Англии».

По утверждению американского ученого Бернарда С. Бахраха, аланы основавшим значительные поселения на территории Западной Европы, предпочитали делать остановки на берегах рек.

Как упоминает Бернард С. Бахрах, в середине VI века на землях, управляемых Кономором, жили аланы, говорившие на родном языке. Итак, в течение второй половины V века аланские воины поселились на землях Римской империи для вступления в ряды потенцариев, которые заправляли всеми местными делами.

К примеру, как отмечает С. Бахрах, у западноримского императора Максимилиана, сменившего Грациана, «отец был гот, а мать – аланка».

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что те сармато-аланские поселения, которые существовали в V-VI веках на территории Британии, могли оказать немалое влияние на топонимику местного ареала.

Например:

Река Кройдон (близ Лондона) переводится на осетинский как "мельничная река"
Уэмблдон - "река дружбы"
Лондон - "пристань"
Belfast (Ирландия) пер., осет. Bel-fast - cломанная лопата.

Немцы называют Дунай – Donau (Донау) (с осет. - Ты наш)– это ещё раз подтверждает осетинское (скифо-сарматское происхождение этого названия).

С суффиксом Дон (Don):
а) города: Ашингдон, Базилдон, Бовингдон, Коулсдон, Лонгдон Хилс, Лейндон, Лондон-Колни, Лонг-Крендон, Молдон, Пелдон, Райдон, Реттендон, Невендон, Стандон, Саут-Оксендон, Уодсдон, Уорплесдон, Уэст-Кландон, Фарингдон, Тейдон-Батс, Хамблдон, Ходсдон, Хендон, Хордон-он-вэ-Хилл, Шеффилд-апон-Лон-дон (район Лондона) Билсдон, Грейт-Оксе-ндон, Даддон, Ийдон, Кливдон, Колдон, Лонгдон, Лондон (кельтское название, как отмечает Ф. Е. Холлидей в книге «История Англии»), Суиндон, Уидон-Бек, Уэст-Хаддон, Хелмдон, Бейлдон (в Англии), Абингдон (графство Беркшир), Бандон (на южном побережье Ирландии), Бадон (в 500 году здесь произошло сражение между англичанами и романизированными кельтами во главе с Амбросиусом Ауреллианусом), Инвергордон, Уэст-Гордон (в Шотландии), Карндона (на севере Ирландии). Уимблдон (под Лондоном, знаменит своими теннисными кортами) Хантингдон (графство Хантингдоншир).
б) реки: Калмдон в Северной Ирландии), Кройдон (под Лондоном), Ледон (в Англии), Лоддон (р-н Лондона), Литл-Дон (р-н Англии).
в) горы: Сноудон (наивысший пик Кембрианских гор в Северном Уэльсе, высотой 1085 метров над уровнем моря).
2. С префиксом –дон–:
а) города: Донгегол (в заливе Донегол в Ирландии), Донкастер (на р. Дон в Англии) Донсон-Бридж (в Англии).
б) реки и залив: р. Дон (бас. Хамбер, в Англии), р. Дон в Шотландии), залив Донегол (на северо-западе Ирландии).
3. С основой – дон –
а) города: Лондондери (в Сев. Ирландии у залива Лох-Файл), Лондоналд (в Шотландии).
б) графство: Хантингдоншир (в Англии).


Эти топонимы и гидронимы отнюдь не научная фантастика. C oосетинского: Дон - вода, Дунай - ты наш, Днестр - ты наш большой. ..но это другая тема.

Cравнение с русским (восточно-славянским):
'дзяды' - духи предков в славянской мифологии и осетинское 'дзæд' - ангел;
дзяды (беларус.) - заед - святой, ангел
русское 'хорошо' и осетинское 'хорз' - хорошо;
старорусское 'аз' - я и осетинкое 'аз' - я;
русское 'бурый' и осетинское 'бур' - темно-желтый;
талмач, переводчик- тaлмаc
тает – таи
канон(делать)– кæнон (гл.)
край - карон
багатырь - багатар (АС-Багатар - высокий воинский титул у АС-Алан)
умер – амард
мед – мыд
ведать – выд (вед) – след. Идти по следу.
окраина – акæройнæ(устар.) – край, порубежье
зевака – зевæг (диг.) – лентяй, бездельник
мысль – мыс – дума, думать
мышь – мышт
знак – зынæг – то что виднеется
бахтерь – баехдар – носимое лошадью
есть – исты – что-нибудь, в наличии
рамо (устар.) – арм - конечность
дурак – дурæг – каменный (т.е. тупой, тугодум)
стрый(устар.) старый – стыр
горн – гарна (гæрæн) – печь для обжига
по-чет – цыт - слава
гарда – кард – меч или основание рукоятки меча
ватага – фæтæг – группа.
группа – гуыппыртæ– группировки, толпы
трус – тæрс
важный – важыг – весомый,значительный
вес – уæз – тяжесть
тыл – тыл – верхняя часть черепа, затылок (за тылом)
брат – рвад
русское 'есть' и осетинское 'ис, исты' - что-нибудь в наличии;
русское 'cтар, старый' и осетинское 'стыр' - взрослый, великий;
русское 'сопка' и осетинское 'цупп' - вершина;
русское 'стан', 'становиться' и осетинское 'стын' - вставать, подниматься;
ничьи - ничи
санскритское 'slt' - холод и осетинское 'салд' - мороженый, мерзлый;
санскритское 'hima' - зима, авестийское 'zimy', русское 'зима' и осетинское 'зымаг' - зима;
санскритское 'varu' - широкий, обширный и осетинское 'ужржх' - широкий, обширный;
латинское 'stella' - звезда, и осетинское 'сталы-cталлта' - звезда-звёзды;

И т.д..