Кр. ра. Европы.


http://1.bp.blogspot.com/-hjMyYjfOXvY/Th0G0HaeS8I/AAAAAAAAAGc/MGMc8FtkH9s/s1600/cooltext539910882.png
Цитата:
На Кавказе, где в целом преобладает переднеазиатская раса, сталкиваются европейские и азиатские группы. Рыцарский народ осетин, потомки алан, отличается более высоким ростом, среди них 30% блондинов со светлыми глазами. При их иранском языке это неудивительно.
Ганс Ф. К. Гюнтер. Краткая расология Европы.





Ганс Ф.К. Гюнтер


Hans Friedrich Karl Günther (* 16. Februar 1891 in Freiburg im Breisgau; † 25. September 1968 ebenda) war ein deutscher Eugeniker, der in der Weimarer Republik und in der Zeit des Nationalsozialismus als „Rasseforscher“ tätig war und als so genannter „Rassegünther“ oder „Rassenpapst“ bekannt wurde. Zahlreichen Forschern gilt er neben Houston Stewart Chamberlain[1] als einer der Urheber der nationalsozialistischen Rassenideologie.

Ганс Фридрих Карл Гюнтер (нем. Hans Friedrich Karl Günther; 16 февраля 1891, Фрайбург — 25 сентября 1968, там же) — немецкий антрополог и евгенист в Веймарской республике.


Он преподавал в университетах Вены, Берлина и Фрайбурга, написал многочисленные книги и эссе по расовой теории. В 1929 году он издал «Краткую расологию немецкого народа», которая стала очень популярной. 14 мая 1930 года был назначен на только что созданную кафедру социальной антропологии в Йенском университете[1], где он 15 ноября того же года прочел свою вступительную лекцию под названием «Причины расового упадка немецкого народа после Великого переселения народов». После прочтения лекции с ним тем же вечером общался Герман Геринг и обратился ко всем собравшимся с хвалебной речью в адрес Гюнтера[1].


Последний национальный рыцарь национальной науки - так можно было бы кратко охарактеризовать Ганса Ф. К. Гюнтера - выдающегося немецкого расового теоретика и религиозного реформатора, человека, усилиями которого немецкая расовая школа заняла доминирующее положение в мире..

 

Ганс Ф.К. Гюнтер
Приложение к серии «Библиотека расовой мысли»

Таблица с 32-мя изображениями и разъяснением физических различий пяти рас, распространённых в Европе, для изучения европейской расологии.
 
Наследственность - это не скучная наука. Она объясняет, кто ты, каким ты станешь, если будешь ценить своих предков. Предки живы, даже если давно умерли, они живут в каждой капельке крови, в каждой клеточке мозга, будучи в твоём сердце. Они могут благословлять тебя, если ты будешь сильным и усердным человеком. (Л. Финк)Возможно, через пятьдесят лет или сто лет невозможно будет понять, как люди когда-то заботились о породе и правильном спаривании своих собак, кроликов и лошадей, а свою собственную расу запустили и забыли. (Г. Фок)
Расовые типы 
Европы






Нордический тип (профиль)

Нордический тип (профиль)
Нордический тип (анфас)

Нордический тип (анфас)
Нордический тип

Нордический тип
Нордический тип

Нордический тип
Нордический тип

Нордический тип
Нордический тип

Нордический тип
Нордический тип

Нордический тип
Нордический тип

Нордический тип
Нордический тип

Нордический тип
Восточно-балтийский тип

Восточно-балтийский тип
Восточно-балтийский тип

Восточно-балтийский тип
Восточно-балтийский тип

Восточно-балтийский тип
Восточный тип

Восточный тип
Восточный тип

Восточный тип
Восточный тип

Восточный тип
Восточный тип

Восточный тип
Восточный тип

Восточный тип
Восточный тип

Восточный тип
Динарский тип (анфас)

Динарский тип (анфас)
Динарский тип (профиль)

Динарский тип (профиль)
Динарский тип

Динарский тип
Динарский тип

Динарский тип
Динарский тип

Динарский тип
Динарский тип

Динарский тип
Западный
 (средиземноморский) тип

Западный (средиземноморский) тип
Западный
 (средиземноморский) тип

Западный (средиземноморский) тип
Европеоид с монголоидной примесью

Европеоид с монголоидной примесью
Еврей ориентального типа

Еврей ориентального типа
Еврей переднеазиатского типа

Еврей переднеазиатского типа
Еврей с
 нордической примесью

Еврей с нордической примесью













Физические признаки пяти основных расовых типов Европы

  Нордическая раса Западная (средиземноморская) раса Восточная (альпийская) раса Динарская раса Восточно-балтийская раса
Рост высокий, стройный низкий, стройный низкий, приземистый высокий, стройный низкий, приземистый
Ноги длинные длинные короткие длинные короткие
Череп длинный, узкий вытянутый длинный, узкий вытянутый короткий, круглый короткий, узкий короткий
Лицо длинное, узкое длинное, узкое широкое, круглое длинное, узкое широкое
Лоб узкий, уходящий назад отвесный, более выпуклый широкий уходящий назад уходящий назад
Нос длинный, узкий, с высоким основанием узкий, с высоким основанием маленький, вздёрнутый, с низким основанием большой, массивный, с высоким основанием небольшой, с плоским основанием
Губы узкие немного сжатые - толстые -
Подбородок узкий, угловатый, выдающийся узкий тупой широкий, высокий круглый
Мягкие части поджарые поджарые полные мясистые плотные
Кожа молочно-розовая смугловатая светлая смугловатая светлая
Волосы прямые, мягкие, светлые, волнистые, гладкие мягкие, тёмные, вьющиеся жёсткие, тёмные тёмные, густые, вьющиеся жёсткие, светлые или светло-пепельные
Глаза светлые (голубые, серые) карие карие карие светло-голубые, серые
Общий вид высокий, физически развитый, светлый низкий, тёмный низкий, темноватый, коренастый высокий, стройный, тёмный низкий, крупный, светлый
Движения, походка сдержанные, спокойные порывистые, оживлённые неуклюжие спокойные, уверенные спокойные





 Германские типаж

Тохарская принцесса – мумия и реконструкция. Тохаристан – предшественник Кушанской империи.
и в римском искусстве

 

Человек андроновской культуры – "донская амазонока" Андроновская культура, люди европейской расы, распространившиеся примерно в XVII в. до н.э. по степям Южной Сибири и Казахстана и принёсшие сюда навыки земледелия. – «Археология СССР» Учебное пособие.М., «Высшая школа», 1973.



Традиционное изображение амазонки

Картинка 796 из 12908



Browsing Ancient Coinage of Sarmatia, Olbia

http://www.wildwinds.com/coins/greece/sarmatia/olbia/t.html


 
 
 Золотая привеска
IV в. до н.э.
Золото
Высота - 32 мм, ширина - 18,5 мм
Курган возле с. Великая Белозерка Запорожской обл.  Раскопки В.И. Бидзили, 1972


 
Circa 540-529 BC: Pantea Arteshbod (Immortal General, 559 - 529 BC).was the greatest Persian commander during the reign of Cyrus the Great, the wife of General Aryasb. She was the commander of the elite force of Persian soldiers (“The Immortals”) who formed the elite core of the Persian army in times of war and the royal guard in times of peace in Achaemenid Persian Empire. The Immortals were kept constantly at a strength of exactly 10,000 men, every killed or seriously wounded member was immediately replaced.
    


 
Circa 8th Century – 2st Century BC: Scythians or Scyths were an Ancient people of horse-riding nomadic pastoralists who throughout Classical Antiquity dominated the Pontic-Caspian steppe, known at the time as Scythia. By Late Antiquity (after BC), the closely-related Sarmatians came to dominate the Scythians in this area. Scythian burial mounds (kurgans) in Ukraine and Southern Russia were found during archeological excavations. Female burials were found with weapons designed for women, including swords, daggers, gorytos (arrow cases), battleaxes, whetstones, as well as richly ornamented belts (which the weapons fastened to). Scythian female warriors were buried as male warriors. Men and warrior women wore tunics. Perhaps, the Scythian society had features of Matriarchate; as in many nomadic tribes, Scythian women were trained for war in order to be able to protect their homes and families while their men took the field. Ancient Greek historian Diodorus Siculus wrote that Scythian "women train for war just like men and they are equal to men in masculine courage". 

 


 
Circa 814 BC: Princess Elissa ("Queen Dido"), legendary Phoenician founder of Carthage Phoenician colonists led by Queen Dido (Elissa) founded Carthage in 814 BC. Queen Elissa (also known as "Alissar), was an exiled princess of the ancient Phoenician city of Tyre. Before exiled she was a naval commander and pirate. At its peak, the metropolis she founded, Carthage, came to be called the "shining city," ruling 300 other cities around the western Mediterranean and leading the Phoenician (or Punic) world.



 
1000s BC: Queen Gwendolen, a legendary ruler of Britain, She was the wife of King Locrinus of the Britons until she defeated him in battle and took on the leadership of Britain herself. Her husband Locrinus was in love with Estrildis, the daughter of the king of Germany whom he rescued from Humber the Hun. Locrinus left Gwendolen and married Estrildis. Gwendolen fled to Cornwall and built up an army. She met Locrinus in battle and defeated him. Gwendolen took the throne and ordered the murder of Estrildis and her daughter. .

 
506 BC: Cloelia is a figure from the early history of the city of Rome. According to Roman tradition, Cloelia was one of the young Roman girls given as hostages to Lars Porsena, King of the Etruscan town of Clusium. Cloelia, however, escaped her captors, swimming across the river Tiber. She also led many of the other Roman girls to safety. Porsena honored her bravery when she returned to the camp.  

 
326 BC: Cleophis was the reigning war-leader of the Assakenoi or Assacani people (sansktit, Ashvakas - 'horse people') at the time of Alexander’s invasion of the Ind valley (326BC). Ashvakas were a free people (Republican) who lived in parts of Swat and Buner valleys. The Ashvakas opposed the invader with an army of 20,000 cavalry, 38,000 infantry and 30 elephants. Alexander received a serious wound in the fighting at Massaga. Cleophis stood determined to defend her motherland to the last extremity and brought the entire women of the locality into the fighting. Eventually, Cleophis, realizing that her people could not hold out and wanting to do what she could for them, surrendered to the Macedonians trying to settle a treaty with them.  


 
Circa 326-310 BC: Roxana ("Luminous Beauty"), sometimes Roxane or Roxanna (c.342-309BC), was a Bactrian noble and a wife of Alexander the Great. Roxana was the daughter of a Bactrian named Oxyartes of Balkh in Bactria. Alexander professed his love for her in the fortress around 327 BC. Roxana bravely accompanied him on his campaign in India in 326 BC. She bore him a posthumous son called Alexander IV Aegus, after Alexander's sudden death at Babylon. Roxana and her son became victims of the political intrigues of the collapse of the Alexandrian Empire. Roxana murdered Alexander's other widow, Stateira II, and Stateira's sister Drypteis. Roxana and her son were protected by Alexander's mother, Olympias, in Macedon, but after her assassination in 316 BC Roxana’s enemies managed to kill her around 310 BC


 
315 BC-308 BC: Queen Cratesipolis, ruler of several cities in Peloponnesus. She didn't delegate dirty work to others, she liked to be at the military front lines and control battles. On the murder of her husband at Sicyon, in 314 BC, she jumped into bellicosity full time; between 315 and 308 BC, she commanded an army of mercenaries, whipping more cities into submission. She  kept together his forces and when the Sicyonians, hoping for an easy conquest over a woman, rose against the garrison for the purpose of establishing an independent government, she quelled the sedition, and, having crucified thirty of the popular leaders, held the town firmly in subjection for Cassander


 
Circa 280-264 BC: Amastris (306-284 BC) was an influential noblewoman in Asia Minor. She was a niece of Persian king Darius III. Amastris governed Heraclea in her own right. She also founded a city called after her own name Amastris  Amastris, wife of Dionysius of Heracluria established her own city state by conquering and uniting 4 settlements. She was drowned by her two sons. She established her own city state by conquering and uniting 4 settlements. She was drowned by her two sons.    


 
Circa 1st Century BC: Aife, (Irish: Aoife) is a legendary female warrior from the Ulster (Irish) sagas. She lived in the land of Alba (Scotland), where she was at war with a rival warrior-woman, Scáthach (who may be her sister or even double). She was ‘the hardest woman warrior in the world’. Aífe cared for nothing so much as her horses and her chariot, and may have links with such Continental figures as Epona. In the best-known story about her, a pupil of Scáthach, the great Ulster hero Cúchulainn, who broke into a single combat between Scáthach and Aífe on the side of his teacher, vanquished Aife and begot the child Connla upon her. Cúchulainn later unwittingly killed the son.


 
33: Julia Vipsania Agrippina or most commonly known as Agrippina the Elder or Agrippina Major (14BC-33AD), granddaughter of Roman Emperor Augustus and mother of the Emperor Caligula accompanied Germanicus during the Syrian war Horace wrote of her, "You shall be described as a brave subduer of your enemies, on ship board and on horse back".


 
2711: A group of Gothic women Aurelianus' army paraded through Rome wearing signs that read “Amazons.” They were armed and dressed as men.



 
316 BC: Olympias (C.317-275BC) was a Greek princess of Epirus and mother of Alexander the Great. After Alexander's death she led an army to control Macedon. She was initially successful, defeating and capturing the army of King Philip III, whom she had murdered, but soon her enemy Cassander returned from the Peloponnesus and captured and murdered her in 316, taking Roxana (Alexander's widow) and the boy king into his custody

 






  
1) Реконструкция облика скифа по черепу. 2)Общие антропологические черты дака и скифов: мощные надбровья, глубоко посаженные глаза, крупный выступающий нос, густая борода. 3) Голова кентавра. Греческая скульптура. 4) Скифский вождь. Изображение на ритуальном сосуде. 5) Голова дака. Начало 2 в. 

Вариант скифско-дакского типа с более утонченными чертами лица


Скиф из Никопольского кургана.
Реконструкция Герасимова М.М.


Скифский царь Идантирс (Иданфирс).
Рисунок Торопа С.О.

 


Статуя Буса-Белояра, обнаруженная в 18 веке в притоке Подкумка под Пятигорском.


А это знаменитые аланские черепа в музее "Крепость" города Кисловодска. Немного на земле мест, где люди носили такую странную форму черепа (Черепной объём, кстати около 2000 куб. см..) 

 

 

Studium und Kriegsteilnahme [Bearbeiten]

Hans Friedrich Karl Günther wurde als Sohn eines Kammermusikers geboren. Er studierte vergleichende Sprachwissenschaft und Germanistik an der Albert-Ludwigs-Universität in Freiburg, besuchte jedoch auch naturwissenschaftliche Vorlesungen über Zoologie und Geographie und hörte Vorlesungen bei Eugen Fischer. Das Sommersemester 1911 verbrachte er an der Sorbonne in Paris. Im Jahr 1914 promovierte er in Freiburg zum Dr. phil und meldete sich anschließend als Kriegsfreiwilliger. Aufgrund einer Erkrankung verbrachte er deshalb mehrere Monate im Krankenhaus und war während des Ersten Weltkriegs beim Roten Kreuz tätig.

Schriftsteller und Dozent [Bearbeiten]

1919 legte er die Kriegsteilnehmerprüfung für das höhere Lehramt an Schulen ab und war im Probedienst tätig. Günther verstand sich jedoch als politischer Schriftsteller. Sein Erstlingswerk war die „Bekenntnisschrift“ mit dem Titel Ritter, Tod und Teufel. Der heldische Gedanke, in dem sich der heidnisch-romantische Nationalismus des „deutschen Spiels“ zum biologischen Nationalismus wandelte. Heinrich Himmler war 1924 von diesem Buch sehr beeindruckt.
In der kurzen Zeit von 1920 bis 1922 erstellte der im Grunde fachfremde Autor im Auftrag seines Verlegers Julius Friedrich Lehmann sein bereits damals relativ weit verbreitetes und populäres Hauptwerk Rassenkunde des deutschen Volkes. 1922 wurde Günther Mitglied im national-völkischen Deutschbund, später in einer Nebenzelle der Artamanen.
1922 studierte Günther am Anthropologischen Institut der Universität Wien und arbeitete im Museum für Tier- und Völkerkunde in Dresden bei Bernhard Struck. Ein weiteres Studium folgte 1922 bei Theodor Mollison in Breslau. Seit 1923 lebte er zusammen mit seiner zweiten Frau, einer Norwegerin, in Skandinavien. Er erhielt gelegentlich von verschiedenen Universitäten wissenschaftliche Aufträge, unter anderem von der Universität Uppsala und vom Schwedischen Staatsinstitut für Rassenbiologie des Herman Lundborg. In Norwegen lernte Günther Vidkun Quisling kennen und schätzen. Bereits damals verkehrte Günther in deutschen nationalsozialistischen Kreisen. Der völkische Architekt und Schriftsteller Paul Schultze-Naumburg vermittelte ihm Kontakte zu Richard Walther Darré und Baldur von Schirach.
Im Januar 1929 veröffentlichte der von dem späteren NS-Chefideologen Alfred Rosenberg gegründete Kampfbund für deutsche Kultur seine ersten Mitteilungen, in denen Autoren, die republikanische oder humanistische Werte zum Ausdruck brachten, diffamiert wurden. Zur Lektüre empfohlen wurden den Kampfbund-Mitgliedern stattdessen – neben Gedichten von Baldur von Schirach und völkische Schriften von Otto Bangert, Maria Kahle, Agnes Miegel oder Bogislav von Selchow – insbesondere auch die Schriften von Hans F. K. Günther.[2]
Finanzielle Engpässe zwangen Günther 1929 zur Rückkehr nach Deutschland. In Dresden musste er von einer halben Lehrerstelle existieren, bis Wilhelm Frick, der erste nationalsozialistische Minister in einem deutschen Land, ihm 1930 gegen den Willen der Universität Jena zu einem eigens für ihn eingerichteten Lehrstuhl für Sozialanthropologie verhalf. Günther hatte in akademischer Hinsicht außer seiner Promotion hierfür keinerlei Voraussetzungen, was zu scharfen Protesten von Ordinarien aus ganz Deutschland führte. Seine Antrittsvorlesung erhielt durch die Anwesenheit Adolf Hitlers und Hermann Görings symbolhafte Bedeutung.
Günther war Protagonist der Nordischen Bewegung.[3] Seit 1930 war er Herausgeber der vom Nordischen Ring, später (ab 1936) Nordischer Ring in der Nordischen Gesellschaft, veröffentlichten Zeitschrift Rasse. Monatsschrift der Nordischen Bewegung.[4]
1931 verübte aus nicht mehr völlig aufklärbaren Motiven ein 18jähriger Arbeitsloser aus Wien auf ihn einen Anschlag, was von den Nationalsozialisten politisch instrumentalisiert wurde. 1932 wurde Günther Mitglied der NSDAP.


Источник - http://foto.delfi.lt/en/album/27069/



Сложно исправлять чужие ошибки, но во сто крат тяжелее говорить о
вещах, смысл которых, как кажется, давно установлен. Масштаб таких
"правильных" заблуждений настолько велик, что любое иное мнение
вызывает бурю негодования и волны протеста. К ряду именно таких явлений
и относится символ свастики, который в сознании вот уже нескольких
поколений жёстко и чётко соотнесён с "фашизмом" без всякого права на
реабилитацию. Конечно, память об ужасах любой войны неизгладима, но
символ как таковой не имеет "права голоса" при том или ином
использовании, и поэтому не может нести никакой ответственности за
руку, его изображающую. Каждая культура мира имеет те или иные
характерные только для неё символы, но есть среди них и такие, которые
объединяют большинство народов планеты. Именно таким знаком и является
свастика.

Почему именно на нашей земле затрагивается эта тема? Да лишь потому,
что великое множество людей здесь живёт с грубейшим заблуждением
относительно "фашистского знака". Этот символ на протяжении многих
тысячелетий является священным для этой земли, и лишь события XX века
изменили его восприятие на противоположное. А что может быть хуже
ненависти к собственной истории? В этом разделе предпринимается попытка
проследить эволюцию свастики со времён её первого появления до наших
дней, охватить как можно шире территорию её распространения, а также
включить в повествование максимальное количество иллюстраций, чтобы
люди смогли переступить порог тысячелетий, избавившись хотя бы от
одной, но очень существенной ошибки.

Происхождение любых культурных явлений, особенно если их возраст
насчитывает не одно тысячелетие, следует искать далеко за рубежами
"нашей эры", ведь именно в Древности сокрыты многие невидимые глазу
причинно-следственные нити. Рассматриваемый нами случай не есть
исключение, и на поиски истоков мысленно перенесёмся в Гиперборею -
легендарную северную прародину Арийской расы, в земли, лежащие "за
северным ветром" (а именно так дословно и переводится название
"Гиперборея"). Теперь эта территория покрыта водами Северного
Ледовитого океана. Предположительно столица Гипербореи располагалась
непосредственно в районе точки географического полюса Земли. Есть
сведения о том, что город этот именовался Пола ("Покой"). Не отсюда ли
пошли слова "полис" ("город") и Полюс - как вершина Земли? Пола не
представлял собой город в современном понимании этого слова. Он был
единой системой примерно двадцати четырёх сооружений-замков по берегам
внутреннего моря - Великого Вращающегося озера. Ось - Мировое Древо
(или Древо Миров) - была неким сакральным символом гипербореев (жителей
тогдашнего "крайнего" приполярья). Известно его начертание: круг ,



описываемый около средоточия перекладин. Так обозначалась
планетарная Ось - мистический центр планеты. Уже в этом символе можно
легко обнаружить черты свастики - характерная четырёхчастность,
симметрия и замкнутость. Причём любопытно, что начертание этого знака
предопределено формой самого континента Гипербореи. Сохранилась карта Г.Меркатора 1595 г., наиболее известного картографа всех времён, основанная на древних географических представлениях.

Карта Меркатора

На ней Гиперборея изображена достаточно подробно - в виде архипелага
из 4 огромных островов, отделённых друг от друга полноводными реками.
Не удивительно, что символом Духовной традиции Арктиды (одно из
названий Гипербореи) являлся Замкнутый Крест .

Крест

 

Главный храм Полы располагался прямо над Полюсом, являясь
средоточием духовной Силы. Существует легенда о том, что эта каменная
постройка не стояла на земле, а висела в воздухе благодаря магическому
искусству зодчих, отбрасывая тень на гигантский водоворот под собой.
Тень эта имела вид креста, форма которого

Крест-свастика

дошла до нас. Вероятно, в те времена он означал Вращающееся озеро и
Храм-Крест над ним. Именно так порой ничего не значащие на первый
взгляд предания разных народов спустя много веков открывают свои
секреты. Затем в результате изменения климата люди были вынуждены
покинуть обетованные земли. Новый приют был найден на территориях уже
хорошо известных нам материков и континентов - Евразии, Америки, Африки
и Австралии. Но в их сознании жила память о прародине и её символах.
Именно поэтому сегодня археологами по всему миру фиксируется огромное
количество спиралевидных рисунков. Лишь немногие видят в них символы
самоидентификации местного населения как выходцев из Гипербореи. Именно
это обстоятельство и объединяет самые различные народы земного шара. К
таким же общим мотивам относится и изображение Солнца, движущегося в
поднебесье. Ведь и мы, и древние люди видели на небе одно и то же -
солнечный диск. А это, пожалуй, единственное место, где сходятся
взгляды людей из разных эпох.

 

Естественно, такой многогранный культурный феномен как свастика
исключает любую возможность однозначного толкования. Это же относится и
к происхождению этого символа. Весьма сложно прийти к единой точке
зрения в вопросе о корнях и причинах появления свастики. Тем не менее,
авторами в данной работе предпринимается попытка рассмотреть наиболее
распространённые и вероятные мнения, ведь кроме упомянутой в разделе "Предыстория" связи свастики с северной прародиной человечества, Гипербореей, существует множество иных концепций зарождения этого явления.

Прежде всего, необходимо упомянуть точку зрения, высказанную Томасом
Вильсоном в его серьёзном труде о свастике, который был издан в 1894
году. В этой книге он ссылается на Шлимана, исследователя Трои, который
рассказывает о культе птиц в системе верований троянцев. Птичьи следы
на земле и силуэты птиц в полёте напоминают символ свастики. Подобные
знаки были широко известны не только троянцам ( рисунок :



1-6 - Троя, 7 - Азербайджан, 2 тыс. до н.э., 8 - Азербайджан,
средние века, 9 - Греция, 2 тыс. до н.э., 10 - сарматы, II в. до н.э.,
11 - Украина, 2 тыс. до н.э., 12 - Древний Иран, 13 - знак Юрия
Долгорукого, 14 - юг России, около 1000 г. до н.э., 15 - Китай, 2 тыс.
до н.э., 16 - Поволжье, эпоха бронзы, 17 - Ингушетия, 18 - архаическая
Греция, 19 - Италия, эпоха бронзы).

Целый ряд взглядов на появление свастики связан с Древней Индией.
Во-первых, свастика считается символическим обозначением палочек для
добывания огня, что указывает на её связь с огненным божеством Агни.
Во-вторых, свастика видится связанным с Гарудой, птицей из космоса,
персонификацией кометы, летящей по направлению к Земле. В-третьих,
существует достаточно необычная теория о том, что древнеиндийским
мудрецам удалось познать структуру атома углерода. Беспорядочное
движение электронов приводит к образованию т.н. "электронных облаков",
которые в атоме углерода расположены в виде тетраэдра. Хотя электроны
движутся хаотично, недавние исследования подтверждают, что в
электронных облаках существуют зоны, в которых электроны бывают чаще.
Эти зоны имеют вид спирали вокруг каждого из облаков, имеющих
каплеобразную форму. Символы, которыми древнеиндийские мудрецы
обозначали эти спирали, назывались Аумкара и Свастика, причём последняя
являлась двумерной проекцией Аумкары. Интересно, что под другим углом
зрения эти фигуры напоминают греческие буквы "альфа" и "омега", которые
в свою очередь являются сакральными символами западной веры,
христианства, что наводит на мысли о единстве всех религиозных систем,
которые отличаются лишь "углами зрения", то есть являются разными
аспектами познания истины.

Небезынтересны также и астрономические аспекты появления свастичной
символики. Для возможного объяснения мысленно перенесёмся к рубежу
пятого - четвёртого тысячелетия до нашей эры. Племена трипольской
культуры в разное время проживали на территории от Дуная до Днепра.
Являясь носителями высокоразвитой по тем временам культуры, трипольцы
имели стройную систему религиозных и мировоззренческих представлений. В
дальнейшем их миропонимание явилось основой философии древнейших
мировых цивилизаций. Среди достижений трипольской культуры можно
упомянуть счёт, начальные астрономические знания и предположительно
письменность. Воззрения трипольцев нашли своё воплощение в великолепных
многоцветных росписях культовой и бытовой керамики. Что касается
бытовой утвари, то её освящение объясняется достаточно просто. Во все
времена пища для людей была даром свыше. Особенно ярко это верование
выражалось в древнем обществе. В добывании пищи немалую роль играли
боги-помощники, вот и появились их символы на вместилищах для даров.
Однако вернёмся к теме главы. Во время появления свастики северный
небесный полюс находился примерно в одном градусе от звезды альфа
созвездия Дракона. Через несколько сотен лет, во времена строительства
Великих пирамид, северный полюс совпадёт с этой звездой. Ещё через пару
тысячелетий она получит название Тубан, что по-арабски означает Дракон.
Вокруг небесного полюса совершается как суточное вращение небосвода,
так и годовое. Суточное вращение для человека незаметно, поскольку днём
звёзды не видны. А вот годовое при достаточном терпении и способности
делать простейшие эскизы вполне можно увидеть. Трипольские жрецы
выбирали на ночном небе какое-либо созвездие и зарисовывали его
положение в одно и то же время суток четыре раза в год: осенью, зимой,
весной и летом. В тот период северный небесный полюс, как уже было
отмечено, находился около звезды Тубан. Направление на полюс задаётся
линией, проведённой через звёзды "гамма" и "эта" созвездия Малой
Медведицы. Если зарисовать положения этого созвездия в 22.00 в один из
дней октября, января, апреля и июля, и соединить линиями центр и часть
звёзд малого ковша и рукоятки, то получится свастика, первоначально
значение которой, согласно этой версии - цикличность изменения времен
года ( схема ).

Свастика на небосводе

Кроме того, на китайском изображении комет на шёлке, возраст
которого приблизительно 2300 лет, можно видеть всё ту же свастику, что
также говорит о ней, как о форме, в которую часто облекались
астрономические представления древних. Таким образом, мы получаем
достаточно логичное объяснение использования свастики в качестве
символа, обозначающего круговорот бытия.

Что касается собственно солярной концепции, связывающей свастику и
Солнце, то согласно этой теории свастика рассматривается как результат
эволюции первоначального солнечного символа - круга в крест с
дальнейшим приданием ему динамики путём изображения его вращающимся с
целью передачи движения Солнца по небосводу. Солнечный диск был первым,
что увидел древний человек, подняв голову. Солнце давало свет, тепло и
урожай - неудивительно, что Оно испокон веков ассоциируется в
человеческом сознании с понятиями блага, добра, удачи, света и тепла,
как физического, так и духовного. С другой стороны, человек
давным-давно осознал цикличность бытия, круговорот рождения-смерти,
зимы-лета и так далее. С незапамятных времён люди пытались
спроецировать вселенские законы на предметы, окружавшие их в жизни.
Передачей положительного значения Солнца и попыткой призвать Его
живительную силу всегда была солнечная (иначе солярная) символика.
Любые знаки, так или иначе связанные с кругом, симметрией, вращением
тем или иным образом подпадают под данную категорию. Катящийся по
небосводу солнечный диск нашёл свое воплощение в свастике, и в данной
работе мы будем исходить именно из солярности свастики. Трудно найти
такой же распространённый, но в то же время такой неоднозначно
воспринимаемый культурный символ. Естественно, упомянутыми версиями
вовсе не исчерпывается весь диапазон взглядов на происхождение этого
символа. Однако цель этой работы иная - к сожалению, этот древнейший
знак для большинства людей имеет крайне негативную окраску и является
сейчас в их понимании лишь фетишем германских национал-социалистов.
Возраст этого символа - как минимум 6 - 7 тысячелетий, а количество
народов, придававших свастике религиозное и иное значение, не поддаётся
исчислению.

Слово "свастика" традиционно обозначает равносторонний крест с
загнутыми в одну сторону концами. Также её можно интерпретировать как
четыре угла, соединённых в одной точке. Иногда углы были закруглёнными,
иногда прямыми, острыми и даже тупыми. Само название происходит от
сочетания санскритских слов "су" (добро) и "асти" (быть). К этому же
корню восходит русское "свет". У славян свастика также была известна
как коловрат, у германцев - Fylfot (Fylfog) (староангл.) или Fyrfos
(старонем.). Более того, у славян существует множество свастичных
символов с разнообразными оттенками значения, а скандинавы почитают
Крест Одина - сочетание четырёх свастик разной направленности,
объединённых вокруг креста. Многим народам Европы известна трёхлучевая
свастика - трискель ,

Трискель

изображение которого варьировалось, но везде значение оставалось
неизменным - на Севере (1), на Британских островах (2), в Уэльсе (3) -
Глаз Дракона. Также известен вариант под названием

"Зонненрад"

Зонненрад-
"Солнечное колесо", использовавшийся позже как символ германского
оккультного ордена "Туле". Буддисты называют свастику "мандзи",
христиане - "гаммадион", у древних греков простая свастика называлась
"тетраскеле", а с лучами в виде спиралей - "меандр". Китайцы называют
левую свастику "вань", а правую - "вань-цзы".

 

По одной из концепций происхождения свастики, древнейшее изображение
этого символа было обнаружено в Северо-западном Причерноморье. Свастика
была нарисована на конусообразных крышках

Скифская керамика

небольших сосудов, назначение которых скорее всего было ритуальным.
Естественно, ведь в то время зависимость людей от природы была очень
велика, и именно в ней люди видели своих Богов. Поэтому на ритуальных
принадлежностях просто необходимо было начертать священные символы,
символы стихий, среди которых главным, конечно, было Солнце. Эта
керамика, возраст которой определяется учеными в 5450-5600 лет,
принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице
древнейших цивилизаций мира, развившейся в междуречье Буга, Днестра и
Днепра. Некоторые ученые оценивают её возраст на 1000 лет старше - 5
тысячелетие до новой эры.

По другим версиям, свастика была обнаружена на входе в пещеру времён
палеолита, что делает её возраст равным 10 тысячам лет. Как бы там ни
было, до постройки египетских пирамид и появление дощечек с шумерскими
письменами оставались ещё тысячелетия. В начале 3 тысячелетия
трипольцев, прародителей индоевропейцев, начали теснить пришедшие с
Востока представители ямской культуры. Часть трипольцев ушла на север
Балканского полуострова и в юго-западные области Малой Азии. Здесь они
положили начало крито-микенской культуры и чуть позже заложили основы
соперника Древнего Египта - государство хеттов. О том, что символика
древних трипольцев на Крите была ещё жива и понятна народам даже в
пятом веке до н.э., свидетельствует критские монеты с изображением
Минотавра и неотъемлемого для него лабиринта в виде свастики.
Греки-эллины также в этот период использовали свастику в качестве
орнамента, но, утратив смысл этого символа, вскоре окончательно
отказались от его использования. От греков свастика попала на
Апеннинский полуостров к этрускам. Во 2 тысячелетии скифо-сарматские
племена, вторгшиеся в Северное Причерноморье с Иранского нагорья через
Восточно-Каспийские степи, заняли обширнейшие территории степной и
лесостепной зон от Карпат до Алтая. Они-то и переняли у праславян их
представления о мироустройстве. Скифская свастика была представлена как
в виде украшений керамики , Скифская керамика

 

сбруи коней, так и виде амулетов, и даже присутствовала на
музыкальных инструментах. В XIII-VII веках до н.э. украшениями уздечек
были стилизованные головы коней, образующие свастику, а в IX веке нашей
эры свастика, образованная головами птиц, перекочевала на амулеты. На
Русской равнине свастика фигурирует также на амулетах и ювелирных
изделиях булгар в XI-XIV веках н.э., ранее вытесненных со скифских
земель в Предкавказье полчищами гуннов. Часть скифских булгар с
восточного побережья Чёрного моря переместилась на западное, ближе к
Балканам, другая - поднялась по Волге до Камы, где образовала небольшое
государство Волжских Булгар. Позднее вместе с другой ветвью
индоевропейских племён, дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до
долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов, в том числе
и семитских - древних египтян и халдеев. С этой же волной
индоевропейцев в середине 2 тысячелетия до н.э. свастика проникла в
культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего
времени, и, как многим другим явлениям, в культуре Востока ей был
предан мистический смысл.

Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и в
Китай. Еще через столетие она приходит в Японию, и Юго-Восточную Азию
вместе с буддизмом, который сделал её одним из своих важнейших
символов. Это обусловлено тем, что Будда был включён проповедниками в
пантеон божеств с тем, чтобы не вызвать недовольства со стороны
большинства населения, исповедовавшего "добуддистские" верования. Как
следствие такого нововведения, новых символов изобретать не пришлось.

Существуют также иные точки зрения на родину этого символа.
Например, некоторые учёные считают древнейшей свастику из Малой Азии 6 тысячелетия до н.э .

Свастика в Малой Азии

Кроме того, некоторые её разновидности относят к эпохам неолита и энеолита ( рисунок : Символы неолита и энеолита1
- центральная Европа, 2 - Малая Азия, 3-7,10 - Иран, 8 - Восточная
Европа, 9 - Западная Европа, 11 - Закавказье, 12 - Троя, 13 -
доисторическая Индия). Прослеживается соответствующая символика и в
культуре Закавказья, о чём свидетельствуют узоры ,

Свастика в древнем Закавказье

возраст которых насчитывает не одно тысячелетие.

Индейцы Америки, жители Тибета, индусы, китайцы, скифы, семиты,
персы, баски, греки, японцы, кельты, ирландцы, славяне, германцы: вот
лишь неполный список народов, история которых говорит об использовании
свастичной символики. Народности Ашанти (Африка), Тлингит (Аляска),
Куна (Панама), Навахо (Америка) и жители о. Бали также не понаслышке
знакомы со свастикой. Этот символ обнаружен на глиняных сосудах из
Самарры (территория современного Ирака), которые датируются 5
тысячелетием до нашей эры. Свастика встречается в культуре
Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 г. до н.э.
В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства
Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле
изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также
изображена свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для
весов, принадлежавшие жителям Ганы, и глиняную утварь древних индейцев,
и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, поморов,
скалвов,куршей , Амулеты скалвов и куршей

сарматов , Сарматский узор

мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во
многих религиях свастика по сей день является важным культовым
символом. В древней Персии она украшала священные постройки, например, мавзолей

Мавзолей

 

шаха Наматоллы Вали (XV век). В древнеиндийской философии и буддизме
свастика - символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды,
которому подвластно все сущее. В Индии джайнисты и индуисты изображают
свастику повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на
тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных
покровах. Ни одна священная церемония не проводится без изображения
свастики. Многие народы бывшего СССР использовали свастичные узоры в
древности и продолжают использовать их сейчас. Это и буряты, и осетины ,

Осетия

 

и дагестанцы ( резной камень , около XVIII в.;

Дагестан, резной камень

женское свадебное украшение ).

Дагестан, женское украшение

Свастика также широко распространена на Кавказе

( рисунок ;

Свастика на Кавказе

 

1 - чеченцы, 2 - абхазцы, 3 - армяне, 4 - азербайджанцы, 5,6 - грузины).

В высокоразвитой культуре кельтов важное место занимали именно свастичные орнаменты ( рисунок ). Кельтская свастика

 

Витиеватый трискель, например, считался изображением "спирали
жизни". Он был обнаружен на древнем святилище бронзового века.
Любопытно, что его рисовали в одну линию, не отрывая руки (1). Иной
вариант этого символа обозначал три стихии материального мира,
отражённые во всех телах - Землю, Воду и Небо (2) - каждая стихия течёт
наружу и всегда возвращается к исходной точке. Также трискелем
символизировалось Тройственное Женское Божество у друидов
(Фотла-Эйру-Банба) или в традиции Викка (3). А вот этот символ (4) -
собственно кельтская четырёхчастная свастика, изображённая на золотом
щите ритуального назначения. Кроме того, необходимо упомянуть фигурку Божества

Кельтская фигурка

прекрасной работы с изображением Креста Одина, по всей видимости, заимствованного кельтами у скандинавов.

Важное место занимала свастичная символика в известной своим богатством древнегреческой культуре. Например, любопытный вариант трискеля ,

Греческая свастика

трёхлучевой свастики, был изображён на щите, который подносился
победителю Олимпийских игр в Афинах. Аполлон, бог солнца, нередко
изображался с украшенными свастикой щитом и колесницей .

Колесница Аполлона

Кроме того, щит богини мудрости Афины

Щит Афины

украшала стилизованная свастика в виде голов коней, а сама богиня нередко изображалась в украшенном свастиками одеянии .

 

Древние греки часто использовали свастичный орнамент, расписывая свои прекрасные вазы .

 

Жители острова Кипр изображали свастику на украшениях своей керамики .
Даже во времена Возрождения живописцы, изображая сцены из жизни Древней
Греции, в качестве орнамента нередко использовали свастику, ( фрагмент фрески Рафаэля "Античная школа" ).
Более того, в культовых постройках северного Кипра фрески прямо-таки
изобилуют изображениями свастики. Во время путешествия в эту чать
острова была сфотографирована одна такая фреска на полу , изображающая множество священных символов, в том числе и солярных.

Значительное место отводилось свастичной символике в культуре викингов. Одним из самых распространённых священных символов был Крест Одина

Крест Одина

(Odinskret), в котором 4 свастики сгруппированы вокруг Солнечного
Колеса Крест Одина считается олицетворением взаимосвязи времён года,
вех человеческой жизни, различных форм сознания и т.п. Также свастика
почиталась как символ, объединяющий динамику и статику. Для многих
народов свастика была оберегающим и приносящим удачу символом, именно
этим обусловлено широкое использование её в качестве украшений на
оружии - Святое Солнце, играющее на клинке, приносило победу в бою.
Так, на древнескандинавских наконечниках копий наряду с иными узорами
мы видим правую свастику, Солнце, знак удачи ( правая свастика и левый трискель ,

Копьё

правая свастика ). Свастикой нередко украшались ножны для мечей .

Ножны

Также свастика изображалась на магических амулетах древних германцев - т.н. брактеатах ,

Брактеат

на которых также присутствуют рунические надписи .

 

Вызывает интерес украшение шахматной фигурки
из коллекции в 93 фигуры, найденной на западном побережье острова Льюис
в 1851. Шахматы сделаны из моржовой кости в те времена , когда эта
земля была частью Норвежского королевства. На щите древнего воина,
полем битвы которого стала шахматная доска, мы видим свастичный
орнамент. Стоит также отметить впечатляющие украшения

Брошь

древних скандинавов. Являясь безупречными с ювелирной точки зрения,
они имели глубокий мистический смысл. В этом отношении также интересна бронзовая брошь , украшенная стилизованными трёх- и четырёхлучевыми свастиками. Любопытна связь свастики с руническими письменами - например, надпись ,
выполненная серебром на бронзовом мече. Кроме оружия и ювелирных
изделий, скандинавы украшали свастикой предметы быта (фрагмент конской
упряжи, гребень).

Однако этим не ограничена распространённость свастики в Европе. В
древние времена намного сильнее, чем сейчас, ощущалась связь поколений
и времён. Подтверждение этому можно найти практически в любой сфере
жизнедеятльности людей той эпохи. Остановимся на наиболее красноречивых
примерах, а именно на применении свастичной символики в качестве
украшения керамики, что всегда являлось характерной чертой европейского
гончарного ремесла, с древних времён (например, керамика Босфорского королевства )

 

и до сравнительно недавних пор ( чаша , найденная на о. Рюген, ныне Германия, с морской и небесной символикой; гончарное клеймо из Гданьска, X век; западноевропейский орнамент ,
XIII век). Невозможно охватить весь диапазон культур, использовавших
свастику. Многие народы остались за рамками этой работы, но это вовсе
не значит, что по рассматриваемому вопросу о них сказать нечего.
Авторами были упомянуты многие культуры, оказавшие влияние на
становление европейской цивилизации. Тем не менее, нехватка места и
материала обусловила то, что "за кадром" остались многие народности,
внесшие свой вклад в развитие Европы. Это ни в коей мере не значит, что
символ, ставший темой этой работы, был свойственен лишь отдельным
народам. Постоянное взаимопроникновение одной культуры в другую, в
рамках не только областей и государств, а даже материков обусловило
широкое распространение свастики по всей планете. Оставив вопрос о
вероятности общей прародины всех людей для обсуждения в другом месте в
иное время, авторы сконцентрировались лишь на фактах, которые
объединяют множество народностей со всех уголков планеты, а именно
использование свастики и является таким фактом, который суть связующее
звено между доисторическими временами и средневековьем, между Востоком
и Западом, Севером и Югом. В пределах Европы найдено множество
предметов, украшенных свастикой, которые относились к различным сферам
человеческой деятельности. Тут необходимо упомянуть и древний алтарь , найденный на территории Франции, и резной камень из Ирландии, и вазу племени галлов , и англосаксонскую фибулу ,
и многое другое, что не вошло в данную работу. Однако авторы выражают
надежду, что и использованного материала достаточно для того, чтобы
проиллюстрировать всю широту распространения свастики.

Культура американских индейцев также не обошла вниманием свастику. Хотелось бы отметить свастичные узоры в культуре долины Миссисипи и Мексики. Индейцы Навахо изображали свастику с антропоморфными мотивами - загнутые концы лучей представляли собой человеческие фигурки, изображавшие мужчину и женщину. Весьма любопытен ткаческий узор индейцев - он во многом напоминает славянский, рассмотренный в следующей главе - "Свастика на Руси" . Свастика также присутствует на щите
воина из индейского племени Пима, пробитый стрелой противника.
Очевидно, не только викинги верили в военную удачу, принесённую
свастикой. Иногда индейцы сочетали свастику с тотемными изображениями .

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что свастика ни
коей мере не является символом, принадлежащим какой-то одной
народности, а напротив, связывает множество земель и народов, что даёт
определённые основания для поиска общей прародины человечества.

В начало

Одним из главнейших мотивов русского ремесла всегда была солярная символика ,

Солнце

одним из вариантов которой, как известно, и является свастика.
Использование Солнца в качестве художественного образа характеризует
высокоразвитую дохристианскую культуру славян. Это обусловлено родовым
знанием - Веданием, в котором не последнее место занимала целая
"династия" Солнцебогов. В настоящее время достаточно распространено
мнение, согласно которому с крещением Руси в её истории начался новый
этап, перечеркнувший собой всё, что ему предшествовало. Однако на самом
деле христианство не только не искоренило так называемое "язычество",
но и в значительной степени приспособилось к нему, лишь переделав богов
в святых и заменив традиционные названия празднеств, месяцев года и так
далее. Мотивы дохристианской культуры просматриваются буквально в
каждой православной святыне (см. главу "Солярная символика и христианство" ).

 

По материалам археологических исследований Россия является самой
богатой территорией по применению свастики как религиозного и
культурно-бытового символа - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с
Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги,
национальный костюм, украшения ( височное кольцо из серебра ,

Кольцо

культура вятичей, XII в.; навершие булавки , Навершие

 

Новгород, XII век; кольца ; пряжка ,

Кольца

Новгород, XIII в.), дома , предметы быта

Доска

и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения с
чисто эстетической функцией, так и в качестве обереговой символики.
Рассмотрим, например, серебряное височное кольцо вятичей .

Кольцо

 

Наряду с руническими символами и производными от них, мы можем
видеть свастики, расположенные на крайних лепестках. По всей видимости,
это кольцо обладает большим магическим значением. Раскопки древних
курганов и поселений говорят сами за себя - многие древние славянские
городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам
света. На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ
свастики. Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда
(Константинополя), но мало кому известно, что там было изображено. Тем
не менее описание символики его щита

Щит князя Олега

и доспехов можно найти в исторических хрониках.

Если почти во всех иностранных языках различные начертания
солнечного креста с изогнутыми лучами называются одним словом
-"свастика", то в русском языке для различных вариантов свастики
существовало и существует поныне более 140 названий и гораздо большее
количество вариантов изображения, что также свидетельствует о
"русскости" этого символа. Например: Коловрат, Посолонь, Свята Дар,
Солнцеврат, Агни, Солнечный Крест, Солард, Светолет, Цветок
Папоротника, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат,
Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и т.д. У простых крестьян были свои
названия свастики. В деревнях Рязанской губернии ее называли "ковылем"
- воплощением ветра; на Печоре - "зайцем", здесь графический символ
воспринимали как частичку солнечного света, лучик, солнечный зайчик;
кое-где крест именовали "конем", "конской головой", ведь ещё
давным-давно коня считали символом солнца и ветра; назывались свастики
и "огнивцами", опять же в честь солнца. На селе до сей поры на древние
праздники одевают женщины нарядные сарафаны и рубахи, а мужчины -
косоворотки, вышитые свастиками различной формы, пекут пышные караваи и
сладкое печенье, украшенные коловратом. Даже русский танец "хоровод"
имеет в себе тот же глубинный смысл, что и графическое начертание
свастики. Иногда его так и называли - коловрат.

Как уже говорилось, до наступления второй половины ХХ века основным узором, использовавшимся в славянской вышивке ,

Ткачество

 

была свастика. Применение свастики в орнаментах на Руси просто
неисчислимо. Академик Б. А. Рыбаков называл коловрат "связующим звеном
между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией,
дающей неисчислимое количество примеров свастичных узоров в тканях,
вышивке и плетении". Истинная традиция жила на Руси очень долго.
Свастика была не чужда русскому императорскому дому. При Петре I стены
его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного
зала в Эрмитаже также покрыт этим священным символом. Её появление в
Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры
Фёдоровны, глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Она никогда не
упускала случая защитить семью или своих друзей любимым оккультным
знаком - свастикой, которая присутствовала на многих её рукописях и
дареных книгах, что часто поражало членов дипломатического корпуса,
аккредитованного в Петербурге. Недоумение продолжается и сейчас, но
только среди тех, кто не знает, что свастика была чтима предками
Александры Фёдоровны по Гессенской линии в двух её ответвлениях:
Гессен-Кассельской и Гессен-Дармштадтской. И не случайно в доме
Ипатьева, где была расстреляна царская семья, Пьер Шильяр, швейцарец,
бывший прежде воспитателем царевича, обнаружил "в амбразуре одного из
окон в комнате царя и царицы любимый знак императрицы, нарисованный
карандашом, и под ним дату: 17(30) апреля 1918 года". Тот же знак -
свастика - был нарисован но обоях рядом с широкой кроватью. Свастика
стала самым распространённым обереговым знаком в России 1900-х годов,
Западной и Восточной Европе - сказалось влияние "Тайной доктрины" Е.П.
Блаватской ( эмблема её Теософского общества), Эмблема Теософского общества

 

учений Гвидо фон Листа и так далее.

В Советской России нарукавные нашивки

 

бойцов Красной Армии Юго-восточного фронта с 1918 г. украшала
свастика с аббревиатурой РСФСР внутри После свержения самодержавия
свастика появляется на новых денежных купюрах Временного правительства,
а после октября 1917 года - на дензнаках большевиков. Сейчас мало кому
известно, что матрицы для печати купюр с изображением свастики
на фоне двуглавого орла были изготовлены по специальному заказу и
эскизам последнего царя Российской Империи - Николая II. В 1917 году
Временным правительством в обращение вводятся новые купюры достоинством
1000 , 5000
и 10000 рублей, на которых изображена уже не одна свастика, а три: две
поменьше в боковых вязях и крупная свастика посредине. Деньги со
свастикой были в обиходе вплоть до 1922 года, и только после
образования Советского Союза были выведены из обращения.

В наши дни философы, лозоходцы и экстрасенсы предлагают строить
городские кварталы в виде свастик - такие конфигурации должны
генерировать положительную энергию, кстати, эти выводы уже подтверждены
современной наукой. Подробнее это вопрос будет рассмотрен в главе "Различные толкования свастики" .
К сожалению, в сознании большинства людей в наше время свастика
ассоциируется с германским национал-социализмом, принесшим неисчислимые
бедствия на нашу землю. Мы очень надеемся, что с течением времени
свастика займёт присущее ей место в ряду великих символов человечества.
Далеко не последней сферой применения солнечных символов является
магическая практика. Ведь по одному из толкований свастика является
субруническим (т.е. связанным с рунами, древними магическими
письменами) символом, составленным из двух рун, носящих по
древнескандинавской традиции имя Sowilo
- S - Солнце. Эти символы известны на всём индоевропейском
пространстве, и именно сведения о рунической магии во всех её
разновидностях позволяют нам говорить о широком применении свастики в
сочетании с различными видами магии. В таком аспекте видится возможным
спроецировать значение свастики как символа Солнца на способность этого
знака оказывать влияние на такие сферы, как дарование силы и успеха,
плодородия и исцеления. В одном из способов применения коловрат может
выступать как олицетворение силы отдельной личности как
противопоставление окружающему миру. Именно эти силы, как считается,
способны оказать значительную поддержку тому, кто стремится
трансформировать собственную жизнь и внешний мир. По сути, приведённая
ниже молитва, известная как "Гаятри" (Гаятри - в древнеиндийской
мифологии имя жены Брахмы, матери Вед) наиболее полно отражает
глубинный смысл свастики как магического элемента:

Ты, которое источник всякой силы,

Чьи лучи освещают весь мир,

Освети и моё сердце тоже,

Чтобы и оно могло делать твою работу.


Эта молитва особенно интересна в свете глубокой связи веры наших
пращуров с индийской ведической традицией. До нас дошло крайне
незначительное количество информации, но и оно даёт первичные
представления о волшебстве наших предков. Некоторые исследователи
истории Вологодской области утверждают, что там проживали последователи
магии друидской традиции, совершившие ритуальное самосожжение в XII
веке. Было найдено кольцо одного из друидов. Символика кольца весьма
таинственна, однако не исключено, что она также имеет непосредственное
отношение к Солнцу и обладает магической силой. До сих пор вологодские кружева сохранили свастику как один из основных узоров. Узоры

Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что свастика и солярная
символика вообще не являются чем-то чуждым славянам, а напротив,
занимают одно из главных мест в ряду важнейших культурных явлений. Даже
в начале нашего столетия можно было встретить свастичные орнаменты,
например, на лестничных витражах некоторых домов в Санкт-Петербурге.
Это говорит об актуальности солярной символики даже тогда, когда,
казалось бы, память о ней должна была уже изгладиться из народного
творчества.

 

 

Солярная символика - это древнейшее проявление мировосприятия,
характерное для всех без исключения культур, пережившие все без
исключения перемены в общественном строе, месте проживания и религии.
Принято считать, что с принятием христианства одновременно произошло
отречение от былых взглядов на устройство мира и религиозных
представлений. Однако это не совсем так. Что касается рассматриваемой
символики, она практически без изменения перешла из одной эпохи в
другую. Колёса с шестью или восемью спицами, свастики, кресты, вообще
практически все круглые и симметричные символы были прямо заимствованы
новой верой, даже раннехристианский крест изображался равносторонним.
Естественно, все эти символы перешли с тканых узоров, керамики, оружия,
жилищ на иконы, обложки религиозных книг, одежды священнослужителей и
росписи храмов. Свастика занимала важное место и в православии, и в
католицизме. Для западной традиции самым ярким примером здесь скорее
всего будет фрагмент оформления обложки Еванеглия

Евангелие из Линдсфарне

из Линдсфарне, Англия, относимого к концу VII века н.э., которое
сейчас хранится в Британской библиотеке в Лондоне. На ней явственно
заметны четыре свастики (на приведенном фрагменте - одна правая и одна
левая) наряду с растительными узорами и сплетениями, выполненными в
кельтском ключе. Также красноречив пример оформления страницы Евангелия
из Муниципальной библиотеки в Дижоне, Франция. Книга относится к
середине XII века. Иллюстрация

Св. Даниил

изображает св. Даниила среди львов, и наряду с традиционными
растительными элементами рисунок украшен достаточно ярким свастичным
орнаментом. Этот фрагмент очень напоминает страницу

Псалтырь,  XII век

из православного Псалтыря XII века.

Применение солярных мотивов в храмовом строительстве можно рассмотреть на примере православной традиции. На фрагменте

 

картины Ф.Клагеса "Внутренний вид храма Христа-спасителя" (холст,
масло, 1883) мы видим две типичных разновидности символа Солнца -
восьмиспицевое колесо и равносторонний крест. В церкви святого Луки в
современной Греции солярность украшений более выразительна - на рисунке
заметна роспись арки бокового нефа - свастика в практически
первозданном виде. На святительском чине в Софийском соборе города
Киева, в древнейшем христианском храме в России, построенном ещё
Ярославом Мудрым, изображены пояса из чередующихся свастик и прямых
крестов. В Чернигове есть церковь Св. Пятницы, построенная в XI веке,
настенный орнамент которой сочетает в себе крест и свастику ( фрагмент ).

Необходимо отметить, что значение, придаваемое подобной символике,
также претерпело определённые изменения. В христианской традиции правая
свастика символизирует первое пришествие сына Божьего Иисуса Христа для
спасения людей, прямой крест - его земной путь, наконец, левая свастика
- воскрешение Иисуса Христа и его второе пришествие в силе и славе.
Кроме того, свастика символизировала также стихии огня и ветра -
стихии, воплощающие Святой Дух. Этот символ изображался не только на
иконах: как знак, связанный с Христом, свастика присутствовала в
раннехристианских церквях катакомбного типа. В более поздние эпохи
солярная символика не была так широко распространена, как прежде, но,
тем не менее, можно обнаружить несколько изменённые свастичные
орнаменты, которые приблизились по своему внешнему виду к растительным
узорам. Рассмотрим, например, гравюру XV века, изображающую монаха-переписчика. Слева явственно заметна видоизменённая свастика. Интересен также представлен костёл Св. Андрея Баболи в деревне Нарочь, Беларусь. Стоит обратить внимание также на украшение из церкви в Гуцульском районе, Карпатия, а также на примеры росписи пасхальных яиц

Пасхальные яйца, Украина

на Украине. Это говорит о том, что несмотря на христианизацию,
элементы древней орнаментики не только не исчезли, но остались и
получили новое толкование - новая вера оказалась не в силах стереть из
генетической памяти людей изначальные архетипы. Православный
художественный канон также не обошел вниманием данный символ,
естественно, в его новой трактовке. Так, на изображении Христа - Вседержителя

Христос - Вседержитель

левая и правая свастики помещены на груди как символы начала и конца всего сущего, а на иконе "Богоматерь-Державная"

Богоматерь - Державная

 

на головном уборе изображена золотая свастика.

В начало

Что касается гитлеровской Германии, то свастика была выбрана в
качестве символики Третьего Рейха не случайно. "Эффект был как от
разорвавшейся бомбы", - писал Гитлер о выборе символики для своей
партии. Иногда можно услышать полностью абсурдную версию о том, что
свастика - это сочетание четырёх букв "Г" от фамилий Гитлера, Гиммлера,
Геринга и Геббельса или Гесса. На самом деле в 1908 году австрийский
мистик Гвидо фон Лист обнаружил свастичные мотивы в магических
орнаментах древних германцев. Этот факт дал ему повод противопоставить
свастику христианскому кресту и заявить в 1910 году о свастике как о
символе всех антисемитских организаций в связи с предположением о её
отсутствием у семитских народов, хотя позднее, в конце 20-х годов, были
опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших
свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в
Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских
саркофагах. Оккультное общество "Туле", занимавшееся исследованиями
германского религиозно-мистического наследия, поместило свастику в свой
герб .

Впервые как политический знак свастика была применена 10-13 марта
1920 г. на шлемах боевиков так называемой "бригады Эрхарда",
составившей ядро "Добровольческого корпуса" - монархической
военизированной организации под руководством генералов Людендорфа,
Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч - контрреволюционный
переворот, посадивший "премьером" в Берлине помещика В. Каппа. Хотя
социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский
путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии
Германии 100-тысячной Красной Армией Германии. Авторитет милитаристских
кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого
времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне
"пивного путча" Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой
гитлеровской партии НСДАП (Национал-социалистическая германская рабочая
партия), а с сентября 1935 года - главной государственной эмблемой
гитлеровской Германии, включённой в ее герб и флаг, а также в состав
эмблемы вермахта - орла, держащего и когтях венок со свастикой.

Сам Гитлер скорее всего неоднократно встречался с ней в детстве в
Бенедиктинском Монастыре в г. Ламбахе, верхняя Австрия, где он вырос: в
1897-98 годах Адольф пел в монастырском детском хоре, а здание
монастыря было в нескольких местах украшено свастикой. Кроме того,
золотая свастика украшала герб настоятеля. Возможно, это также повлияло
на выбор символики для НСДАП. Кстати говоря, большую часть символов
гитлеровцы позаимствовали именно у мистического ордена "Туле", который,
в свою очередь, почти без изменений воспользовался традиционной
скандинаво-германской символикой. Адольф Гитлер никогда не называл
символ НСДАП свастикой, вместо этого он использовал слово "Hakenkreuz",
что в дословном переводе означает "крюкообразный крест". Эта символика
чаще всего в Германии сочеталась с орлом, традиционным символом Рейха (
фрагмент типичного агитплаката ). Левая свастика, использовавшаяся Гитлером, по одному из толкований является символом "ночного солнца", тёмных сил.

Итак, свастику как графическое изображение можно обнаружить в любом
древнем культе по всему миру - в Британии, Ирландии, на просторах
современной России, Микенах, Гасконии, у этрусков, индусов, кельтов и
германцев, в центральной Азии и доколумбовой Америке. Она
ассоциировалась с Христом, русско-ведическими (Перун, Сварог, Семаргл)
и индуистскими богами (Агни, Шива, Вишну), древнегреческими божествами
(Зевс, Гелиос, Афина), с нордическими богами - молот бога грома Тора
иногда изображался в виде свастики. Символ солнечной энергии в Вавилоне
и Египте - также свастика. Невозможно объять все толкования этого
знака. Остановимся лишь на наиболее показательных.

В наиболее общей трактовке свастика обозначает круговорот бытия,
годовой цикл, вечное движение галактики, которая даже формой напоминает
данный символ. Это значение может претерпевать некоторые изменения,
делая свастику символом солярным и обозначающим движение Солнца по
небосклону. С этим значением тесно связаны производные от него,
обусловленные солнцепоклоннической направленностью Древних Религий -
жизнь, плодородие, удача. В индуизме свастичный символ является
воплощением вечной сменяемости жизни-перерождения, "круговорота
сансары", а также движение от микрокосмоса к макрокосмосу. Буддисты,
кроме того, считают свастику олицетворением Закона Будды, которому
подвластно всё сущее. Более того, левая и правая свастики
соответственно воплощают богиню Кали-Майю (Луна, мать Будды) и бога
Ганешу (Солнце, отец Будды). Существует также священный рисунок Стопы Будды ,

Стопа Будды

который, кроме изображения следа, оставленного Буддой, используется
как карта для массажа - свастики обозначают особые точки, воздействуя
на которые, мастера воздействуют на здоровье человека. Кроме того,
свастика часто присутствовала на священных изображениях Будды

Будда

 

(китайско-дальневосточная иконографическая традиция). Свастика также
может считаться эквивалентом символа "Инь и Ян". Так, на священном
символе "Фалунь Дафа"

Фалунь Дафа

можно видеть четыре буддистских свастики и четыре символа "Инь и Ян"
системы Дао. Когда этот символ вращается по часовой стрелке, он
поглощает вселенскую энергию, против - выделяет. О христианской трактовке

 

было уже упомянуто, хотя мы считаем её вторичной по отношению к исходной.

Насчёт единого смысла свастики учёные не могут прийти к общему
мнению. Предлагались такие истолкования, как вращающееся Солнце,
испускающий лучи круг полуденного Солнца, солнечная колесница, полюс и
вращение звезд вокруг него, четыре стороны света, четыре фазы Луны,
четыре ветра, четыре времени года, движение вихря, движение, вращающее
мир, центр, созидательная сила в действии, порождение циклов, вращение
колеса сансары, крест как четыре угла квадрата, над которыми движется
по кругу Солнце, превращая их в круг (т.е. округляя квадрат и делая
квадратом круг), крест как сочетание вертикальной и горизонтальной
линий, что означает дух и материю, а также четыре ступени
существования.
Предполагается также, что свастика олицетворяет
условное изображение человека с двумя руками и двумя ногами, или
соединение мужского и женского начал, динамическое и статичное,
подвижное и неподвижное, гармонию и равновесие, две взаимодополняющие
фазы движения, центробежное и центростремительное, вдох и выдох, уход
от центра и возвращение к нему, начало и конец. Кроме того,
предполагают, что она символизирует некий лабиринт, воду в движении,
или, может быть, изображение разветвленной молнии, являясь сочетанием
двух 2-образных символов молнии, или двух горящих факелов и их
кругового движения, или двух изогнутых палочек, которые носит
Ведическая королева Арани для добывания огня, или кабалистического
Алефа, символа первобытного движения Великого Дыхания, закручивающего
хаос в центре творения, или удвоенного скандинавского Змея-Солнца.
Другие полагают, что свастика была образована пересечением меандра, или
как вариант креста Тау. Также предполагается, что это символ покорности
и смирения, как и руки, скрещённые в знак покорности на груди.
Изображения свастики появляются как у богов, так и у богинь.

Сочетание свастики вместе с женскими символами привело к
предположению, что она символизирует четыре фазы Луны, но, в основном,
она ассоциируется с солнечными и плодородными символами, такими как
лев, баран, олень, лошадь, птицы, лотос. Её можно найти на алтарях,
статуях, одеяниях, урнах, вазах, утвари, керамике, оружии, щитах,
платьях, монетах, а также веретенах, где, как считается, она должна
означать вращательное движение. В любом случае, это символ доброй
удачи, доброго предзнаменования, доброго пожелания, благословения,
долгожительства, плодородия, здоровья и жизни. Есть две формы свастики:
прямая и обратная, которые, как считается, символизируют мужское и
женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой
стрелки ("посолонь" и "осолонь", как говорили на Руси), а также,
по-видимому, два полушария, небесную и хтоническую силу, восходящее
весеннее и заходящее осеннее Солнце. Свидетельства, что обратная
свастика является женским символом, можно найти на изображениях
Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы.
Гностические секты поздней античности использовали разновидность
свастики, составленной из согнутых в коленях ног как тайный символ,
сравнимый с трехосевым крестом. Джайнисты считают свастику
символическим изображением четырёх мест возможного перерождения,
реинкарнации: животный мир, Земля, ад, царство духов. В буддизме
свастика также называется "мандзи" и считается символом совершенства.
Вертикальная черта указывает на взаимосвязь Неба и Земли,
горизонтальная - на борьбу извечных противоположностей Инь и Ян.
Поперечные штрихи, направленные влево, олицетворяют мягкость,
сострадание, добро, вправо - твёрдость, постоянство, разум и силу.
Мандзи является эмблемой монастыря Шаолинь, равно как и иных центров
единоборств. Многие приверженцы восточных боевых искусств носят на
своих кимоно именно леволучевую мандзи, символизирующую чистоту их
помыслов, считая её первичной. Среди иных толкований можно упомянуть
связь свастики с земледелием и характерной ориентацией по сторонам
света. Основу здесь составляет момент четверичности, точнее,
"конфигурация движения, расчленённого на 4 части". Свастикой
обозначались энергетические центры человека - чакры. В масонской
традиции свастикой отводили беду и зло. В оккультизме реинкарнация
называлась "ротацией" и изображалась в виде свастики. Так, в одном из
мистических орденов начала века ("Братья-инициаты Азии") во время
ритуальных церемоний 29 инициатов становились на большую шахматную
доску, образуя живую свастику, оставляя при этом центральную клетку
свободной. Этот ритуал существует и поныне среди магических групп
Великобритании.
В Китае свастики используются для изображения сил
Инь и Ян, "накопление счастливых символов Десяти Тысяч Сил". Это ранняя
форма иероглифа "фан", означающего четыре предела космоса и земли.
Будучи использована как рамка, означает "вань-цзы", Десять Тысяч Вещей
или последовательностей, т. е. не имеющую ни начала, ни конца
последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. Она
символизирует также совершенство, движение, соответствующее закону,
долгожительство, благословение, доброе предзнаменование, добрые
пожелания. Она также - Громовая Спираль. Голубая свастика означает
беспредельное совершенство Неба, красная - беспредельное совершенство
добродетели сердца Будды, желтая - бесконечное процветание, зеленая -
беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии. Ориентированная
по часовой стрелке свастика - сила Ян, против часовой стрелки - сила
Инь. Кроме присущей свастике энергии вращения, использовалась и другая
графическая символика этого знака: загнутые концы образуют квадрат,
окружающий статический центр.

Источник - http://my.mail.ru/community/svasti/2FE9B740AFAEF446.html
 



Золотая привеска
IV в. до н.э.
Золото
Высота - 32 мм, ширина - 18,5 мм
Курган возле с. Великая Белозерка Запорожской обл.
Раскопки В.И. Бидзили, 1972











CАРМАТЫ

Сигментные шлемы сарматов на колонне Траяна. Подобные шлемы распространились на Дунае, а затем стали популярными среди римлян и германцев. 


 

АМАЗОНКИ 

 

Лицо Амазонки



Кликните здесь для просмотра полного изображения.




Греческий воин и амазонка
Кликните здесь для просмотра полного изображения.

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар
Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар, Приаралье (кон. 1 тыс. до н.э.-1 тыс. н.э.) Автор реконструкции: О.М. Григорьева


СКИФЫ




37. Скиф Южного Урала.
Оренбургская область.
VII век до. н. э.
В Зауралье  от них до сего времени сохранилось название реки Исеть, там же в прошлом была историческая область Исетия (вероятно, в слове Исседон, вторая часть слова означает «река», иранское «дон»). Возможно, от них происходит этноним асиан. Кроме них известно племя язаматов. Греки зафиксировали при переселении в Причерноморье и другие родовые названия. Например саргаты, которые сохранились в виде топонимов  в Западной Сибири (это «саргат», «сургут»), в Поволжье (южнее Татарстана на пути в Самару) и в нижегородской области - Сергач). Они напоминают иранские этнические конструкции типа «масгут», «тюркют», «иркут».