Принадлежность тех племен, которые носили у древних название сарматов, к иранской ветви арийской расы возведено в современной науке на степень прочно установленного факта.
Кулаковский Ю.А.
Сарма́ты (греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae), общее название кочевых — общее название кочевых ираноязычных племён (Аланы, Роксоланы Роксолане , языги и др.), расселившихся в III веке до н. э. — IV веке н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная, населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная на западе (Сарматия). По свидетельствам древних историков, сарматы (Сарматы — родственное скифам кочевое племя) «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами.
Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия, и занимавшие. в разное время, лидирующие положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.
Насколько известно, значение термина - САРМАТ (Sarmat Sӕrmӕt) Сар-мат, в переводе с осетинского языка это - думающая, мыслящая голова, Сӕр (Sӕr) - голова; Мӕт (Мэт)-интерпретируется по разному (в зависимости от ситуации) это - мысль, дума, переживание о чем либо..).
Oсетины - «последний осколок обширной группы племен»,
которые античные авторы называли скифами, сарматами и аланами.Жорж Дюмезиль (Известный французский исследователь)
В VIII – IV в.в. до н.э. сарматы, или, как они тогда назывались, савроматы, жили между Доном и Уралом. Культура сарматов связана с андроновской культурой Сибири. Говорили они на языке близком скифскому.
Поселения сарматов редки, они сосредоточены, главным образом, в степных районах Подонья и Прикубанья. Поселения сарматов окружены рвом и валом, поверх которого шла стена из двух плетней, а между ними была насыпана земля. Внутри этих укреплений были небольшие глинобитные дома, возле которых обычны зерновые ямы. Находят железные серпы. Земледелие, несомненно, было пашенным. Сеяли пшеницу и просо. На поселениях находят толстый слой рыбьих костей, а также грузила для сетей. Оседлые сарматы разводили лошадей, коров, овец.
«Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются». Образ животных, особенно барана, занимал видное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Часто барана изображали на ручках сосудов, мечей. Баран являлся символом «небесной благодати» у древних народов.
Также у сарматов был распространен культ предков. Греко-иранский религиозный синкретизм сказался в культе греко-сарматской богини Афродиты-Апутары (обманщицы). Было ли её святилище в Пантикапее — неизвестно, но на Тамани оно было в местечке Апутары.
Племенные союзы языгов и роксоланов проявляли наибольшую военную активность, особенно против богатых рабовладельческих городов. Но военные столкновения были не единственным контактом с этими городами. Сарматские племена были втянуты в сферу экономического и культурного взаимодействия Боспорского царства.В обмен на хлеб, скот, рыбу сарматская знать получила предметы роскоши, часто встречаемых в сарматских курганах.
Надгробие сарматского всадника (Трифона) из Танаиса. III в.
Знатные сарматы носили короткую рубаху, пояс, штаны, мягкие сапоги и плащ, который на плече застегивался фибулой (застежкой со щитком). О подобном облике сарматов мы можем судить по боспорским надгробиям с их изображением. Что касается военного облачения, то об этом говорят данные раскопок, когда находят: железные кольчугу, панцирь, стрелы, меч с кольцевым навершием, конские удила и копье римского типа (пилум) (находки в станице Воздвиженская).
Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту. Ещё в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей,кладоискателей. Сарматы не прошли бесследно для юга России. От них сохранились остатки живого языка, и, по словам академика Соболевского, они даже передали названия больших рек нашим предкам славянам, а именно: Днестр, раньше Дънестр — сарматское Danastr или Danaistr; Днепр — Дънепр — Danaper; Дон (вода/река) и пр.; названия многих других речек являются переводом с сарматского.
Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Они всегда были на конях. Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны.
Sarmatian sword:
Оружие сарматов отличается от скифского. Так, например, вместо короткого колющего скифского меча у сарматов длинный рубящий конный меч, он привешивался к поясу слева. Скифы сражались пешими, сарматы же рубили мечом с коня. Рукоятки сарматских мечей не сохраняются. По отрывочным данным известно, что рукоять мечей он обматывали ремнем. Так же известно, что кинжалы сарматы привязывали ремнями к правой ноге.
Золотое украшение упряжи сарматского коня.
Sarmatian armor- gold gilt, found near Hadrians wall |
Стрелы у сарматов уже железные, они тех же форм, что и у скифов, т.е. трехлопастные, но в отличие от скифских, они не втульчатые, а черешковые. Исследователи заметили, что древко стрелы ломается чаще, если наконечник вульчатый. А это имело значение, так как после боя или охоты стрелы собирали – они представляли собой определенную ценность.
Сарматский Воин
Cармато - Савроматские короткие мечи (для ближнего боя).
Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь. О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага».
Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках..
Сарматские мечи. ІІІ-ІІ вв. до н. э.
Сарматы носили металлический доспех, он был пластинчатый или кольчужный. Кольчуги, т.е. рубахи из железных колец, не стесняли движения воинов и были распространены уже в сарматское время. К сарматам этот предмет военного снаряжения мог попасть от римских войск, хотя кольчуга появилась еще VIII в. до н.э. в Ассирии.
Греческие авторы сообщают, что у сарматов девушки воюют наравне с мужчинами, и женщины господствуют над мужчинами. Подобные пережитки матриархальных отношений сохраняются в некоторых племенных объединениях вплоть до момента возникновения классового общества. Например, в сарматских курганах Заволжья центральное погребение часто оказывается женским. Они сопровождаются оружием, обычно стрелами, иногда каменным жертвенником на ножках в виде звериных голов. Оружие у женщин встречается часто, хотя и реже, чем у мужчин, причем мечи – только у мужчин. Ко II в. до н.э. остаточные явления матриархата у сарматов исчезли.
Название племен – сарматы – сохранялось приблизительно до II в. н.э., когда его вытеснило название одного из сарматских племенных союзов - аланы.
Меч сарматский. ІІІ в. до н. э.
Восьмигранный меч
Мечи раннего средневековья
Кочевники - как скифы, так и савроматы - всегда отличались большой воинственностью. Основным оружием у них был небольшой лук со стрелами, короткие мечи-акинаки, пригодные для пешего боя, копья, дротики. Длинные всаднические мечи и тяжелые копья, а также металлический доспех начали применяться савроматами гораздо раньше, чем скифами.
Оружие сарматов. Великое переселение народов, поздние кочевники
Меч, три полосы, брусковидное навершие, сарматы
Меч, сарматы
Узколезвийный меч, сарматы
Изображения древних кочевников по реконструкциям М. Горелика. На первой картинке - саки, на остальных - воины-сарматы (http://imtw.ru/index.php?showtopic=8378&st=20)
Археологические памятники сарматской культуры
Меч, сарматы
Кинжал, сарматы
Наконечник копья, железо, скифо-сарматы
Барельеф сарматского драконария и реконструкция, Северная Англия. Городской музей Изображение сарматского драконария на Колонны Трояна |
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Сармато-аланский конный латник, боспорский конный латник, римский легионер.
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Готы и сармат (Восточная Европа, IVв. н.э
Широколезвийный меч с двумя долами, сарматы
Амулеты, сарматы
Сбруйная бляха в виде трехконечной свастики с головами коней
Пряжка, золото, серебро, бронза, гранаты, сарматы-аланы
Солярный амулет, ржв Кавказ (сармато-аланы)
Акинак
Вещевой клад, поздние скифы
Акинаки
Наконечники стрел, скифы, бронза
Sword and knife.
Sarmatian, lower Volga region, 3rd c. BCE-1st c. CE.
http://depts.washington.edu/silkroad/museums/shm/shmeeur.html
Организация войска. В эпоху завоевания Европейской Скифии сарматы представляли собой народ-войско. Все свободные члены общества были воинами. В военных мероприятиях участвовали не только боеспособные мужчины, но и женщины. Об этой особенности сарматов один из древних авторов пишет так: «Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики с коня и сражаются с врагами, пока они в девушках. Они остаются в девицах, пока не убьют трех врагов. Раз добыв себе мужа, они перестают ездить верхом, пока не явится необходимость во всеобщем походе». Во всех погребениях взрослых мужчин и в каждом пятом женском погребении археологи находят оружие и конскую сбрую. Воинственность была присуща многим народам в период военной демократии — на этапе строительства государства и классового разделения общества. Но из европейских народов только сарматы дают уникальный исторический пример почти поголовного участия в войнах.
Сарматское войско формировалось как народное ополчение. Его организация повторяла устройство сарматского общества. Прежде всего каждый воин становился членом небольшого отряда, созданного той родственной группой, к которой принадлежала его семья. Отряд родственников был частью «полка» территориальной общины и вместе с ним входил в армию племени. Войско союза племен подчинялось верховному царю.
Особое место занимали в сарматском войске дружины царей, племенных правителей и могущественных аристократов. Постоянные дружины складывались из людей, для которых набеги и войны были главным занятием. Дружинники, принадлежавшие к воинскому сословию, являлись опорой власти сарматских правителей. От их числа, боевой подготовки и верности зависели удача в далеких походах и престиж военного вождя в родной стране. Аристократические дружины, всегда готовые к набегу или войне, были формой организации военной знати и одновременно лучшей, ударной частью сарматского войска.
Weapons.
Sarmatian (?), 1st c. BCE-1st c. CE. Found Kuban region.
Формы наверший и перекрестий клинкового оружия савроматов не отличаются от скифских. Мечи и кинжалы также носились с правой стороны. Однако длина савроматских мечей в целом несколько превышает скифские, достигая 1 м и больше.
На всем протяжении сарматской истории меч являлся важнейшей частью вооружения всадника. Особенно это заметно в ранний период, так как распространение в савроматской среде копий (они, как и скифские, обладали листовидным железным наконечником) было значительно меньшим, чем у скифов. Остальные виды оружия ближнего боя у савроматов почти не встречаются.
Топоры аланские
Копья сарматские
Рукоять мечей могла обкладываться костью, но чаще была деревянной и окрашивалась в красный цвет. Ножны делались из дерева, иногда с металлическим наконечником, и также красились в красный цвет. Очень редкими были металлические ножны. Возле рукоятей часто находят бронзовые ворварки и бусы, которые, похоже, украшали кисти, привязанные к кольцам. Также бусами могли украшаться и колчаны. Помимо крепления короткого меча или кинжала к правой ноге ремешком, предполагается и способ свободного размещения ножен на портупейном ремне, что позволяло сдвигать их как вправо, так и влево, в зависимости от необходимости.
У таких мечей иногда наличествует небольшое прямое перекрестие, но иногда его могло не быть совсем. Рукоять цилиндрической формы делалась из дерева. Дисковидные навершия подобных мечей делались из халцедона, янтаря, оникса и других материалов. Не исключено, что у многих экземпляров навершие вообще отсутствовало. Также находят разнообразные детали из металла или полудрагоценных материалов, служившие украшением темляка или кисти, крепившихся к рукояти.
САРМАТЫ — САРМАТЫ, объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, савроматы, языги и др.). В 6 4 вв. до нашей эры жили на территории от реки Тобол до Волги. В 3 в. до нашей эры вытеснили из Северного Причерноморья скифов..
Сарматы
Ножны крепились к поясу при помощи специальной скобы, через которую пропускался портупейный ремень (на реконструкции). Такой способ крепления меча был удобен только для всадников. Античные авторы говорят об использовании сарматами аркана, которым они опутывали вражеских всадников и сбрасывали их с коня.
Мечи большой длины, хотя и в незначительном количестве, зафиксированы и у среднеазиатских саков (табл. XVII, 18—20), в Приаралье VI—V вв. до н. э. и в Семиречье IV в. до н. э. Они близки савроматским. Как и скифские, мечи савромато-сарматов и саков носились на правом боку, часто в комплекте с акинаком [Пшеничнюк, 1983, табл. VII, 23; XI, 1; XXIII, 1; XXXIV, 6], который в этом случае привязывался к правой ляжке.
Ножны савромато-сарматских и сакских мечей, видимо, обычно имели, в противоположность скифским, две лопасти по сторонам устья (судя по более поздним образцам), хотя здесь, в отличие от лопастей ножен акинака, функциональной была лишь одна, за которую ножны меча крепились к поясу, тогда как ножны акинака за парные лопасти прикреплялись к ноге (и один ремень от передней верхней лопасти крепил ножны к поясу). Это свидетельствует о том, что здесь и форма самого меча, и форма его ножен целиком развились из форм кинжала..
Сарматский меч
Сарматские мечи
Рукоять меча викингов
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Сарматский меч
Военное дело
Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см имевший название акинак, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою.Сарматы были серьёзными противниками для своих соседей. «… у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную». (Корнелий Тацит) Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на конях. «Замечательно, что вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих. Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться».
Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны. Сарматы-воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.
Сарматские женщины
Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.
О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Псевдо-Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли левую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.
Вооружение и способы ведения боя. Военные достижения сарматов были связаны с развитием приемов ближнего боя. Поэтому в сарматскую эпоху увеличилось значение мечей и копий, предназначенных для рукопашного боя. Большую часть сарматского войска составляла легковооруженная конница — народное ополчение. Одни воины, и в их числе женщины, пользовались только луком со стрелами. Другие были вооружены не только луком, но также мечом или кинжалом. Конные лучники первыми вступали в бой, осыпая противника стрелами. Это традиционное скифское начало любого сражения получило у сарматов новое продолжение. Если залпами из луков не удавалось обратить врага в бегство, сарматы не отступали, чтобы повторить натиск лучников. Вместо ложного отступления они переходили к рукопашной схватке.
В сражение вступала аристократическая гвардия — главная ударная сила сарматов. Конные дружины военной знати, вооруженные длинными мечами и копьями, врезались во вражеские порядки. Они действовали в ближнем бою, не сходя с коней. Именно эта, меньшая по численности часть сарматского войска определяла исход сражения. Следом за ней в наступление шли те из воинов-лучников, кто был вооружен коротким мечом или кинжалом. Остальные лучники, в том числе и женщины-вои¬тельницы, не участвовали в рукопашной схватке. Они обеспечивали об¬ход противника с флангов и преследование побежденных, а в случае неудачи прикрывали отступление ударных отрядов. Сарматское войско включало и пехоту, которая играла вспомогательную роль. Пехотинцы были вооружены так же, как легкая кавалерия. Их обычно набирали из подчиненного оседлого населения.
Сарматские всадники носили защитные панцири, сделанные из кожи и костяных пластин. У самых знатных воинов были металлические доспехи. Копья сарматских дружинников достигали в длину трех с половиной метров. Держа копье обеими руками, всадник наносил сильный удар с коня. Мечи и кинжалы сарматы носили в деревянных ножнах красного цвета, иногда ножны обтягивали красной кожей. Щитами пользовались легковооруженные конники и пехотинцы. Сарматские щиты были деревянными. По словам Страбона, роксоланы имели щиты, сплетенные из прутьев. Известны также сарматские арканы. Один из древних писателей рассказывает о том, как ловко сарматы «накидывают арканы и затем, повернув лошадей, опрокидывают попавшихся в арканы».
Развитие приемов ближнего боя дало сарматам военное преимуще¬ство при завоевании Европейской Скифии. Однако вскоре им пришлось столкнуться с греческой фалангой и римским легионом. И тут выяснилось, что сарматских военных достижений еще не хватает для того, чтобы побеждать хорошо организованную и обученную тяжелую пехоту. В войне с понтийским царем Митридатом Евпатором роксоланы потерпели поражение. «Против сомкнутой и хорошо вооруженной фаланги всякое варварское войско оказывается бессильным, — писал Страбон. — И действительно, роксоланы в числе почти пятидесяти тысяч не могли устоять против шести тысяч, бывших под началом митридатова полководца Диофанта, и большинство их погибло».
Этот суровый урок был хорошо усвоен сарматами. Они провели реформу войска и создали тяжелую конницу катафрактариев. Это произошло в I в. до н.э. и I в. новой эры.
Сарматские катафракты - "рыцари" Древнего мира
В 53 г. до н.э. римляне потерпели поражение от парфян, а их полководец Красс был убит. В ходе этого похода римлянам пришлось столкнуться с тяжелой кавалерией парфян (катафрактами), красочно описанными Плутархом в биографии Красса: "... сами в шлемах и латах из маркианской, ослепительно сверкающей стали, кони же их в латах медных и железных".
В I-II вв. н.э. римлянам пришлось воевать с сарматскими всадниками, ядром которых были также тяжеловооруженные катафракты.
В первые века нашей эры ираноязычные сарматские племена занимали широкую степную зону от Центральной Азии до Дуная. Они не представляли собой единого этноса, а делились на несколько союзов племен, большинство из которых занимались кочевым скотоводством. Как и у других иранских народов (скифов, персов, парфян), большинство сарматских всадников были легковооруженными конными лучниками. Лишь сарматская знать и дружинники могли себе позволить иметь тяжелое вооружение. Основным типом доспехов сарматов был чешуйчатый доспех из железной или бронзовой (либо кожаной) чешуи. Античные авторы также часто упоминают доспехи из рога или копыт.
Так, Павсаний пишет: "Сарматы (савроматы) сами не добывают себе железа и они его к себе не ввозят (это утверждение Павсания ошибочно - прим. автора); в этом отношении они из всех варваров этой страны наименее общительны. Ввиду недостатка железа вот что они изобрели: у них на копьях острия - костяные вместо железных, луки и стрелы - из кости, наконечники на стрелах также костяные; накинув петли (арканы) на тех врагов, с которыми они встречаются, они, повернув лошадей, тащат схваченных арканами. А панцири они приготовляют следующим образом. У каждого из них много лошадей, и так как они кочевники, то их земля не поделена на отдельные участки и ничего не родит, кроме дикорастущих деревьев. Этими лошадьми они пользуются не только для войны, но также приносят их в жертву местным богам и вообще питаются их мясом. Собрав их копыта, они их очищают и, разрезав на части, делают из них пластинки, похожие на чешую драконов. Если кто никогда не видел дракона, то, конечно, видел зеленую шишку сосны. Пробуравив их и связав жилами лошадей и быков, они пользуются этими панцирями, ничуть не менее красивыми, чем эллинские, и ничуть не менее прочными; они хорошо выдерживают удары мечами и копьями в рукопашном бою".
Скифский акинак
Скифские акинаки
Скифский акинак
Скифские акинаки
Скифские акинаки
Скифские акинаки
Скифские акинаки
Скифские акинаки
Скифский акинак
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Скифский акинак
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Рукоять акинака
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Рукоять акинака
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Рукояти скифских акинаков в виде голов грифонов.
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Крайне распространенным оружием Акинак был в Центральной Азии.
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Акинак с золотым украшением найден на Алтае.
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Кликните здесь для просмотра полного изображения. |
Меч-акинак с украшенными ножнами из золота
Середина IV в. до н.э.
Железо, золото
Длина меча 615 мм, ножен - 542 мм
Курган Толстая Могила недалеко от г.Орджоникидзе Днепропетровской обл.
Раскопки В.И. Мозолевского, 1971г.
Середина IV в. до н.э.
Железо, золото
Длина меча 615 мм, ножен - 542 мм
Курган Толстая Могила недалеко от г.Орджоникидзе Днепропетровской обл.
Раскопки В.И. Мозолевского, 1971г.
Меч-акинак с украшенными ножнами из золота
Конец IV в. до н.э.
Железо, золото
Длина меча 655 мм
Курган недалеко от с. Великая Белозерка, Запорожской обл.
Раскопки В.А. Отрощенко, 1979г.
Скифский акинак
Скифский меч акинак
а) парадный меч скифского вождя из Келермесского кургана, VI век до н.э.
б) скифо-сакский железный кинжал. Минусинск. V век до н.э.
в) парадный меч скифского вождя из кургана Куль-Оба, IV век до н.э.
Акинак
Рис. 1.Сарматские всадники и римский легионер. Реконструкция
М. Горелика
Рис. 2. Сарматские всадники.
а) Тяжеловооруженный сарматский всадник – катафрактарий (реконструкция); б) Изображение сарматского всадника-копьеносца. Фрагмент боспорской фрески. Керчь,
II в. н.э.; в) Изображение катафрактария из Дура-Европос.
Ирак, 245 г. н. э. Рис. 3. Аланский рыцарь с пленником. Венгрия, V в. н. э. Рис. 4. Сарматские мечи из коллекции Северо-Осетинского государственного университета
Савроматская культура - охватывает ранний период в истории сарматов (VII-IV вв.до н.э.) связан с савроматскими племенами. Ареал савроматский культуры - левобережные донские, поволжские и приуральские степи.
Археологические памятники савроматской культуры
В связи с кочевым укладом её носителей культура представлена только погребальными памятниками. Она является одним из звеньев в цепи культур степей Евразии (скифо-сибирского мира) с обычным для них вооружением, снаряжением коня и распространением памятников искусства, выполненных в традициях скифского звериного стиля. Особенностью савроматской культуры являются погребения женщин-жриц, сопровождавшиеся особым набором вещей (костяные туалетные ложечки, каменные блюда на ножках и оружие). Эти погребения подтверждают свидетельства древних авторов об особом положении женщины в обществе савроматов. Известны крупные и богатые курганы военной аристократии - группа Пятимары (V в.до н.э.) на р.Илек в Приуралье. Савроматская культура на р.Илек растворилась в сарматской в IV в.до н.э.SM © 2011 All rights reserved
В искусствоведении есть специальный термин «сарматский портрет»: на протяжении XVII и XVIII столетий польские аристократы желали, чтобы художники изображали их «сарматами».
Cарматский народ в большой мере повлиял как на своих союзников так и на врагов. Античные авторы много писали о воинственных качествах сарматов, их предков сароматов, а также их потомков- аленов. Полибий, Сицилийский Диодор, Страбон, Иосиф Флавиус, Тацит, Дион Касиус оставили очень живые картины, изображающие эти ираноязычные племена с традициями настолько экзотическими для греков и римлян.
У сарматов була установлена иерархия, они имели несколько королей и как минимум одну королеву - Амагу. Женщины причём занимали высокое социальное положение и действительно существовавшие воительници в этот сарматский период способствовали сохранению мифа об амазонках.
Поселившись между Доном и Уралом, первые сарматы завоевали вначале территорию скифов. Потом они победили партов и армейцев. В конце первого столетия до нашей эры, сарматы наткнулись на римлян на юге Дуная. На протяжении второго столетия, после многих конфронтаций, римляне начали нанимать сарматских метателей копья. Позже, они создали катафрактарное подразделение и заимствовали в сарматов щебневую броню, длинное копьё, меч с кругообразной головкой и даже их знамя: дракон (нечто вроде жерди с бронзовым наконечником изображающим голову дракона).
Характерное обучение военной тактики сарматов была тяжелая кавалерия, с целью загнать и разметать как конного так и пешего врага. Доспехи дворян оснащенных в щебневую броню с копьём длинной в четыре метра представляет собой прообраз средневековых всадников. Другие воины предпочитали номадскую модель- хорошо экипированных лучников.
У сарматов була установлена иерархия, они имели несколько королей и как минимум одну королеву - Амагу. Женщины причём занимали высокое социальное положение и действительно существовавшие воительници в этот сарматский период способствовали сохранению мифа об амазонках.
Поселившись между Доном и Уралом, первые сарматы завоевали вначале территорию скифов. Потом они победили партов и армейцев. В конце первого столетия до нашей эры, сарматы наткнулись на римлян на юге Дуная. На протяжении второго столетия, после многих конфронтаций, римляне начали нанимать сарматских метателей копья. Позже, они создали катафрактарное подразделение и заимствовали в сарматов щебневую броню, длинное копьё, меч с кругообразной головкой и даже их знамя: дракон (нечто вроде жерди с бронзовым наконечником изображающим голову дракона).
Характерное обучение военной тактики сарматов была тяжелая кавалерия, с целью загнать и разметать как конного так и пешего врага. Доспехи дворян оснащенных в щебневую броню с копьём длинной в четыре метра представляет собой прообраз средневековых всадников. Другие воины предпочитали номадскую модель- хорошо экипированных лучников.
|
Fig. 8 Columna lui Traian (detalii soclu - 1-4; detaliu soclu nord-vest – 4; detalii scena LXXVIII – 5, 8-9); sestert roman (revers) (5); as roman (revers) (7) (după Cichorius – 1-4; www.vikipedia.ro – 5, 8-9) |
Характер и способы ведения войны
Согласно описаниям древних авторов, по своим обычаям и одежде сарматы почти не отличались от скифов: они тоже носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи и остроконечные или закругленные войлочные шапки (хотя некоторые обходились вообще без головного убора, как скифы). Тем не менее между ираноязычными кочевниками — скифами, сарматами и саками Центральной Азии — есть определенные различия. Они отчетливо видны, если сравнить изображения скифов на табличках, золотых и серебряных вазах и чеканке из богато украшенных мавзолеев с изображениями сарматов (на гробницах Пантикапея) и саков (на персидских барельефах). Археологические исследования выявили различия в материальной культуре, похоронных обрядах и типах погребений даже среди основных сарматских племен, чей образ жизни и известные нам обычаи и ритуалы были полностью идентичны. Как будет показано позднее, различия существовали даже среди групп внутри племени.
Страбон (VII, 4, 6) сообщает, что у роксоланов «юношей приучают ездить верхом с самого раннего возраста, а хождение пешком считается достойным презрения. Благодаря такой подготовке они вырастают в искусных воинов». Это можно с тем же успехом отнести и к другим сарматским племенам, что подтверждается данными раскопок детских могил, найденных в различных районах: во всех них было найдено оружие, из чего мы можем сделать вывод, что детей с раннего возраста учили им пользоваться. В этом отношении обычаи различных сарматских племен были одинаковы и не менялись веками. Согласно
Аммиану Марцелину (IV век н. э.), «почти все аланы высоки ростом и красивы видом; свирепостью своих взглядов они внушают страх... Они находят удовольствие в войне и опасности».
Рис. 4. а — лук "скифского" типа, получивший распространение у степных племен; б — лук "гуннского" типа с накладками из кости
Сарматы сражались как верхом, так и в пешем строю. Их вооружение состояло из короткого изогнутого лука, который на раннем этапе был их главным оружием; колчана, полного стрел; железного меча-акинака, который был длиннее скифского, достигая иногда 130 см в длину; реже — легкого копья или пики с железным наконечником и, совсем уж редко, боевого топора. Если мы опять обратимся к описанию роксоланов Страбона, то прочтем, что «они использовали шлемы и латы из сыромятной бычьей кожи, носили плетеные шиты, а в качестве оружия использовали копья, лук и меч». Также у них в ходу были лассо и пращи.
Рис. 5. Настенная роспись в катакомбном захоронении в Керчи (Пантикапее), изображающая сцену сражения
Сарматские методы ведения войны мало отличались от военной тактики скифов и других степных народов. В начальный период своей истории они нападали на врага большими группами всадников, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука на всем скаку. Во II веке до н. э. вооружение сарматских племен полностью изменилось. Особенно это относится к роксоланам, которые к тому времени заняли ведущее положение среди сарматских племен Северного Причерноморья. Главным оружием стали тяжелые длинные копья с железными наконечниками и длинные мечи с деревянными ручками. Согласно Страбону, мечи были «огромных размеров, так что держать их приходилось обеими руками». Луки и стрелы к тому времени отошли на второй план. На воинах были доспехи из железных пластин, пришитых к толстой коже, и точно такие же доспехи защищали лошадей. Шлемы делались преимущественно из шкур. Поначалу такие доспехи были только у вождей.
Рис. 6. Сарматы (роксоланы?) в чешуйчатых доспехах на барельефе арки Галерия в Салониках
Самые первые панцири из бронзовых пластин появились в Северном Причерноморье в VI веке до н. э., исключительно в древней Скифии и в северо-западной части Кавказа. В V веке такие панцири уже встречались в сарматских захоронениях в низовьях Волги. В Скифии они довольно часто дополнялись широким боевым поясом из бронзовых или железных пластин или длинных узких полосок, нашитых на кожу или полотно. Подобные доспехи также находили в богатых сарматских могилах раннего периода, с IV по II век до н. э.
Вооруженная кавалерия была известна ассирийцам, позднее ее переняли персы и скифы, а вслед за ними сарматы низовьев Волги. Ее распространение в Центральную Азию имело гораздо большее значение: к концу IV века до н. э. массагеты и хорезмийцы формировали специальные отряды тяжелой кавалерии и разработали тактику их использования в бою. Кавалерия сражалась в сомкнутом строю, и никто не мог ей противостоять. Освоение этой новой тактики полностью изменило способ ведения войны на востоке: легко вооруженные лучники были отчасти заменены бронированной кавалерией. Китайцы взяли эту новую тактику на вооружение, как и сарматы, в особенности роксоланы, за исключением, правда, языгов. В сарматский период формировались особые отряды тяжелой кавалерии, состоящие преимущественно из племенной знати. Облаченные в кольчуги сарматские воины, отступающие под натиском римлян, изображены на колонне Траяна. Сарматы на службе в римской армии, одетые в чешуйчатые доспехи, изображены на барельефе арки Галерия в Салониках. Благодаря сарматам подобная тактика получила распространение в Восточной и Центральной Европе, и даже римляне вынуждены были оснастить некоторые части подобным образом.
«Роксоланы считаются хорошими воинами, но все варварские расы и легковооруженные народы не в силах противостоять организованной и хорошо вооруженной фаланге». Это Страбон. Согласно Тациту, по одиночке сарматы не проявляли особенной храбрости, и их пешие воины сражались плохо, но противостоять их отрядам вооруженной кавалерии было очень трудно. Однако он подчеркивает, что на льду и мокрой земле их длинные копья и мечи оказывались практически бесполезны, поскольку лошади скользили и падали под тяжестью брони. Страбон замечает, что их броня была хоть и непробиваемой, но такой громоздкой, что «те, кто падал в сражении, уже не мог больше подняться».
Во II веке н. э. сарматам пришлось отказаться от бронированной конницы и сменить тактику ведения войны, поскольку появилось новое грозное оружие — лук «гуннского типа», состоящий из нескольких кусков дерева и усиленный пластинами из кости. Стрелы с железными наконечниками, выпущенные из такого лука, могли пробить броню. Эти луки принесли с собой новые сарматские (аланские) племена с востока, и обитатели восточноевропейских степей не смогли им противостоять.
Говоря о роксоланах (Роксолане ), Тацит пишет, что «настоящая их страсть не война, а грабеж. Это банда разбойников, которая не успокоится, пока не разорит всю страну». В античных источниках содержится множество упоминаний о сарматских набегах. Однако представляется, что склонность к грабежам была свойственна лишь тем группам сарматов, что были вытеснены из родных степей восточными соседями. Страбон отмечает, что обитатели степей Северного Причерноморья были скорее воинами, чем разбойниками.
Возможно, наибольший интерес представляет комментарий Страбона (VII, 7, 3, 7) относительно влияния греческой и римской цивилизаций на кочевников-сарматов (которых он называет скифами). «В нашем представлении, — писал он, — скифы наиболее справедливые и благонравные из всех живущих на земле людей. Они также воздержаннее в своих потребностях и меньше зависят друг от друга, чем мы. И все же наш образ жизни развратил почти все народы, открыв им роскошь и чувственные удовольствия, а также низкие уловки, служащие удовлетворению этих пороков и ведущие к бесчисленным проявлениям жадности».
http://www.uwed.uz/books/3/Tadeush-Sulimirskiy_Sarmaty--Drevniy-narod-yuga-Rossii/5
VII-V тысяч лет назад на Территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. В эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе.
Киммерийцы.
Почти 600 лет сарматы держали в ужасе античный мир, и гром копыт их коней предрекал беду и смерть. Однако блеск сарматского золота померк, история повторялась. В III в. н. э. ощутимый удар им нанесли продвинувшиеся с северо-запада готы, а в начале
IV в. н. э. сарматы оказались на пути гуннов, «бича божьего», как называли их средневековые хронисты. Гунны окончательно разгромили сарматов, и они сошли с исторической арены. Лишь степные курганы до сих пор хранят память о них — народе, «опоясанном мечом».
Сарматская девушка-воин (по археологическим данным)
Греческие авторы сообщают, что у сарматов девушки воюют наравне с мужчинами, и женщины господствуют над мужчинами. Подобные пережитки матриархальных отношений сохраняются в некоторых племенных объединениях вплоть до момента возникновения классового общества. Например, в сарматских курганах Заволжья центральное погребение часто оказывается женским. Они сопровождаются оружием, обычно стрелами, иногда каменным жертвенником на ножках в виде звериных голов. Оружие у женщин встречается часто, хотя и реже, чем у мужчин, причем мечи – только у мужчин. Ко II в. до н.э. остаточные явления матриархата у сарматов исчезли.
Название племен – сарматы – сохранялось приблизительно до II в. н.э., когда его вытеснило название одного из сарматских племенных союзов - аланы.
Пленение "амазонкой" мужчины (пограничье по Дону, IV в. до н.э.): 1 - скифский легкий конник (IV в. до н.э.); 2 - сарматский воин (IV в. до н.э.); 3 - сарматская женщина-воин (IV в. до н.э.).
Cармато - Аланы
Э. Иштванович, В. Кульчар. Мечи/кинжалы с боковыми вырезами в карпатском бассейне
Одним из характерных типов находок, связываемых обычно с аланами IV-V вв., является меч/кинжал с боковыми вырезами у пяты клинка (тип V по Хазанову), он же «меотский», или «тип Миция» [8, с. 17]. В данной работе мы предприняли попытку собрать все достаточно разрозненные сведения о находках этого оружия на территории Карпатского бассейна.
Гуннская экспансия охватывает регион в тот период, когда его центральная часть была густо заселена сарматскими племенами. Предшественники сарматов попадают на Венгерскую низменность (Алфёльд) в I в. н. э., когда языги Нижнего Дуная переселяются в Карпатский бассейн [1; 13]. Они достаточно быстро, в течение нескольких десятилетий, укрепляются в междуречье Дуная и Тисы, а после завоевания Дакии Траяном в начале II в. н. э. расширяют свою территорию на восток от Тисы. В результате дальнейших миграционных волн Венгерская низменность плотно заселяется ираноязычными кочевниками, быстро переходящими к оседлости.
Одной из последних миграций стало переселение части аланского массива, обусловленное напором гуннов с востока (группа Алатея и Сафрака) в конце IV в. Поскольку археологические следы «первого поколения» кочевников-мигрантов, как правило, очень слабо читаются, и к тому же речь идет об очень непродолжительном пребывании этой этнической группы на территории Венгрии, в нашем распоряжении остается минимальное количество археологических данных для идентификации поздних алан, о которых говорят источники.
Всего в Карпатском бассейне найдено 8 мечей с боковыми вырезами у пяты клинка (по одному с каждой стороны). К сожалению, точно датировать можно только 2 экземпляра из погребений Алфёльда и один, найденный в Западной Венгрии, — концом IV — V в. Этот тип оружия, несомненно, был привнесен с востока. В типологии вещей гуннского времени, составленной М. Пардуцем, он обозначен как тип I [16, s. 367- 368]. На Венгерской низменности его образцы были найдены на следующих памятниках.
1. Чонград-Кендерфелдек (Csongrad-Kenderfoldek), погребение 40 [16, s. 313, taf. I, 8]. Особенность находки: меч был помещен в погребение согнутым пополам (рис. 1, 6). Длина — 42,5 см, ширина — 4 см. Венгерский национальный музей, инв. № 54.2.94.
2. Чонград-Кендерфелдек (Csongrad-Kenderfoldek), погребение 136 [17, s. 52, taf. XI, 1]. Меч был найден в мужском погребении на месте левой бедренной кости, рукояткой вверх (рис. 1, 2). В этом же погребении было найдено янтарное навершие (?), возможно принадлежавшее мечу. Длина — 43,4 см, ширина — 4,4-4,8 см. Музей им. Ласло Тари, г. Чонград, инв. № 85.2.15.
3. Ясберень-Селе-дюле (Jaszbereny-Szolo-dulo), погребение 4 [16, s. 318, taf. XXII, 1]. Длина — 49,2 см, ширина — 6,3 см (рис. 1, 1).
4. Обстоятельства находки неизвестны, сама вещь утеряна. М. Пардуц упоминает о заметке в инвентарной книге Отдела археологии Венгерского национального музея, где говорится о фрагменте утерянного схожего меча из коллекции музея г. Ясберень (Jaszbereny) [16, s. 318, 367].
5. Русло Дуная. Меч был найден в слое щебня при углублении дна реки и передан в Венгерский национальный музей (инв. № 95.15.1). Длина — 40,5 см, длина рукояти — 5,8, ширина — 4 см (рис. 1, 3).
Мечи данного типа на территории Венгрии встречены не только на Венгерской низменности, но и к западу от Дуная, на территории римской провинции Паннония.
6. Кестхей-Фенекпуста (Keszthely-Fenekpuszta) [9, с. 51-52; 18, с. 114-115]. В яме-хранилище был найден меч с вырезами у пяты клинка. Длина — 36,1 см, ширина клинка — 3,6 см. Музей Балатон, г. Кестхей, инв. № 71.106.24. Вместе с кинжалом найдены 5 криц и железная наковальня, а под крицами разбросанные кости человеческого скелета. Автор раскопок связывает заполнение ямы с событиями 456 г., когда на бывшую римскую крепость было совершено нападение (рис. 2).
7. Обстоятельства находки неизвестны. В инвентарной книге музея г. Веспрема Н. Феттих описал меч следующим образом: «Двулезвийный, короткий меч с боковыми отростками у основания рукояти. Длина 35 см, ширина 4,8 см» (рис. 1, 4)1.
Рис 1. Мечи/кинжалы с боковыми вырезами в Карпатском бассейне: 1 — Ясберень-Селе-дюле (Jászberény-Szőlő-dűlő), погр. 4; 2 — Чонград-Кендерфелдек (Csongrád-Kenderföldek), погр. 136; 3 — русло Дуная; 4 — «Веспрем»; 5 — Миция (Micia, Veţel); 6 — Чонград-Кендерфелдек (Csongrád-Kenderföldek), погр. 40 | Рис. 2. Кестхей-Фенекпуста(Keszthely-Fenékpuszta) |
Далеко от сарматского Барбарикума и Паннонии, в Трансильвании (Румыния), на территории провинции Дакии, выявлено наиболее восточное местонахождение «меотского» меча в Карпатском бассейне.
8. Миция (Micia, Veţel). Меч (рис. 1, 5) был найден в южной части римского военного лагеря Micia, в культурном слое. Длина — 34,4 см, ширина — 4,8 см [12, s. 79, abb. 1].
В погребениях 136 и 40 из Чонграда четких хроноиндикаторов не найдено, но сам могильник датируется IV-V вв. н. э. [16].
Единственной находкой в погребении из Ясберень был меч. В то же время в погребении 1 этого могильника найдена четко датируемая фибула [16, taf. XXI, 13-14, XII, 2-3]. Наверноe, не случайно фибула того же типа была обнаружена и в Чонграде, в погребении 58 [16, s. 314-315, abb. 4: 76, taf. XI, 5a-b]. Такие фибулы типа Левице известны и из других комплексов Карпатского бассейна, распространение которых показано на карте И. Боны, включающей также короткие мечи/кинжалы [10, s. 91, abb. 34]. Согласно Й. Вернеру [21, s. 41, abb. 2], такой тип фибул принято датировать второй третью V в. [14, s. 59; 20, s. 349]. Суммируя сказанное выше, можно утверждать, что мечи/кинжалы с боковым вырезом были распространены в Карпатском бассейне в гуннское время.
Уже М. Пардуц обратил внимание на прототипы мечей «меотского» типа с восточной территории сарматов. Он называл всего 15 аналогий [16, s. 367-368]. Столько же местонахождений за пределами Карпатского бассейна обозначил на своей карте Р. Хархою [12, abb. 2]. На самом деле это гораздо более распространенный тип оружия в степной полосе Европы и на Северном Кавказе. В немногочисленных погребениях с оружием черняховской культуры (всего 0,5 % от общего числа могил) короткие мечи, представленные почти исключительно «меотским» типом, встречаются главным образом в юго-западной части ее ареала [3, с. 305-306] (рис. 3).
По вопросу формирования данного типа оружия имеется несколько мнений. А. М. Хазанов после картографирования находок сделал вывод, что наибольшее количество мечей найдено на Кавказе, поэтому формирование типа связывается именно с этой территорией [8, с. 24]. Р. Хархою также на основании территории распространения (правда, он не принял во внимание кавказские экземпляры) связал мечи с боковыми вырезами с Боспорским царством и считал, что этот тип берет свое начало с Боспора [12].
Сравнительно недавно В. Супо посвятила работу происхождению, распространению и хронологии «меотских» мечей/кинжалов. В ее каталоге перечислено 38 памятников2. Регионы распространения: Северный Кавказ, степи Прикубанья, Подонья и Поволжья, Крым, Поднеп- ровье, Молдавия, Мунтения, Валахия и Карпатский бассейн. Изучая вопрос происхождения, исследовательница принимала во внимание в первую очередь хронологию комплексов с мечами и на этом основании присоединилась к мнению о формировании данного типа оружия на Северном Кавказе, где первые его образцы появились уже в самом начале IV в. или раньше. Там же можно проследить их эволюцию от относительно простых форм с двумя вырезами к подтипам с четырьмя вырезами. Отсюда «меотские» мечи распространились главным образом благодаря аланской экспансии. В соответствии с этим наблюдением большинство из них датируется IV-V вв., но бытование этого типа на Кавказе фиксируется до самого VII в. [19].
Нельзя оставить без внимания работу Н. И. Сокольского, впервые обратившего внимание на этот тип оружия в связи с четырьмя крымскими экземплярами. Он же указал на функцию боковых вырезов в пяте клинка, считая, что они служили для закрепления перекрестия [7, с. 158159]. Этой же версии придерживается А. М. Хазанов [8, с. 17]. Нам она кажется тоже наиболее вероятной. Совсем недавно подробный обзор мнений о назначении мечей с вырезами опубликовал А. В. Симоненко [6, с. 245-247].
Таким образом, появление «меотских» мечей в Карпатском бассейне указывает на присутствие алан [см. также: 10, s. 247]. Принимая во внимание направление аланской экспансии, можно было ожидать находки этого типа оружия в Западной Европе. А. М. Хазанов упоминает длинный меч с боковыми вырезами и железным перекрестьем из Наммельбурга (Гермaния) [8, с. 17]. По рисунку в публикации трудно судить, принадлежит ли данный экземпляр к обсуждаемому здесь типу [15, s. 55, taf. 25, 14]. Небольшой отросток на одной из сторон пяты клинка действительно сближает этот меч с «меотскими», однако совсем не наблюдается вырезов. Кроме того, нетипичны большая длина (85 см) и железное перекрестье.
Западная граница распространения «меотских» мечей/кинжалов радикально отодвинулась после публикации двух классических экземпляров, найденных в 1970-х гг. в русле реки Лот, около Сан-Ливрадсюр-Лот в Аквитании [2; 11]. Я. Лебединский и его соавторы высказали осторожное предположение, что находку этих кинжалов можно связать с аланами, которые после двухгодичного присутствия в Галлии в 409 г. ушли в Испанию, а часть их, возможно, обосновалась вблизи аквитанского города Базас (Bazas). «Нам неизвестно, были ли кинжалы утеряны при переходе через реку или брошены в нее умышленно (в качестве жертвоприношения?), однако в любом случае место находки является показательным, т. к. оно расположено вблизи от галло-романского поселения Эксикум (Exicium — Eysses), а также у пересечения стратегически важных путей с запада на восток от Бордо до Лиона и с севера на юг из Буржа в Испанию через Центральный массив и Тулузу» [2]. Мы цитируем этот отрывок полностью, так как обстоятельства находки аквитанских кинжалов удивительно напоминают условия, при которых был обнаружен публикуемый здесь впервые кинжал из русла Дуная.
Рис. 3. Распространение «меотских» мечей/кинжалов. 1–2 — Сан-Ливрад-сюр-Лот/Sainte-Livrade-sur-Lot; 3 — Кестхей-Фенекпуста/Keszthely- дюле/Jászberény-Szőlő-dűlő, погр. 4; 7 — музей г. Ясберень/Jászberény; 8–9 — Чонград- 11 — Дрэгенешть/Drăgăneşti, погр. 9; 12 — Петроаселе/Pietroasele, погр. 9; 13 — Ясы- Budeşti; 17 — Пастырское; 18–19 — Флерковка; 20 — Матронинское; 21 — Каменские Озерное, погр. 2, 3; 48 — Чатыр-Даг [4, с. 119, рис. 6, 2]; 49 — Ай-Тодор, погр. 11; погр. 181/1902; 54 — Керчь-Глинище; 55–60 — Дюрсо, погр. 291, 300, 420, 479, 500, 517; погр. 7, 11; 68–70 — Туапсе; 71–83 — Бжид-1 [5]; 84 — Пашковский, погр. 1; 85 — 89 — Северная Осетия; 90 — Моздок, погр. 1/1935; 91 — Черноречье, погр. 1; 96 — Красная Меча;
Fenékpuszta; 4 — музей г. Веспрем/Veszprém; 5 — русло Дуная; 6 — Ясберень-Селе-
Кендерфелдек/ Csongrád-Kenderföldek, погр. 40, 136; 10 — Миция /Micia (Veţel);
Николина/Iaşi-Nicolina; 14 — Рудь/Rudi; 15 — Будешты/Budeşti, погр. 196; 16 — Будешты/
Кучугуры; 22 — Килен-Балка; 23 — Инкерман, погр. 7; 24–43 — Дружное; 44–47 —
50 — Лучистое, погр. 88; 51 — музей Феодосии; 52 — Заморское, погр. 26; 53 — Керчь,
61–64 — Борисово, погр. 21, 25, 30, 41; 65 — Агой Карповка, погр. 1; 66–67 — Сопино,
Новокорсунская; 86 — Новочеркасск; 87 — Кишпек, погр. 13; 88 — Вольный Аул;
92 — Харачой; 93–94 — Лехч-Корт, погр. 2, 10; 95 — Большой Буйнакский, погр. 9;
97 — Рождественское, погр. 75
Примечательно, что «меотские» мечи — правда, не на «классической» территории своего распространения, а в ареале черняховской культуры и в Карпатском бассейне — в ряде случаев были найдены не в погребениях, а на поселениях. Относительно много случайных находок происходит также из контекста поселений (табл. 1). Дальнейшее изучение обстоятельств обнаружения образцов этого типа оружия, как и новые находки, смогут подтвердить или опровергнуть рабочую гипотезу о том, что «меотские» мечи, обнаруженные в русле рек, жертвенных ямах и при других, пока неясных обстоятельствах, являются проявлением иранского культа меча, упоминаемого Геродотом (IV. 62).
Таблица 1. «Меотские» мечи, найденные на территории черняховской культуры
и к западу от Карпат
Место находки | Обстоятельства находки | Длина(см) | Ширина(см) |
Сан-Ливрад-сюр-Лот/Saint-Livrade-sur-Lot | В русле реки | 1) 24,2 2) 33,6 | |
Дунай | В русле реки | 40,5 | 4 |
Кестхей-Фенекпуста/ Keszthely-Fenékpuszta | Римская крепость, жертвенная яма (?) | 36,1 | 3,6 |
«Веспрем»/«Veszprém» | Неизвестно | 35 | 4,8 |
«Ясберень»/«Jászberény» | Неизвестно | ? | ? |
Ясберень-Селе-дюле/Jászberény-Szőlődűlő | Погребение | 49,2 | 6,3 |
Чонград-Кендерфелдек /Csongrád- Kenderöldek, 136 | Погребение | 43,4 | 4,4–4,8 |
Чонград-Кендерфелдек /Csongrád, Kenderföldek 40 | Погребение | 42,5 | 4 |
Миция/Micia | Римский лагерь, случайная находка | 34,4 | 4,8 |
Дрэгенешть/Drăgăneşti | 9 [9, s. 80–81] Погребение | 33,5 | 4,3 |
Петроаселе/Pietroasele 2, 9 [9, s. 80–82] | Погребение 30,7 | 4 | |
Ясы-Николина/Iaşi-Nicolina [9, s. 79–81] | Поселение | 34,7 | 3,14 |
Будешты/Budeşti 196. [3, с. 314, рис. 3, 9] | Погребение | 19 | 3,2 |
Будешты/Budeşti [3, с. 314, рис. 3, 4] | Поселение | 34,5 | |
Пастырское [3, с. 317, рис. 3, 3] | Случайная находка | 44 | 3,4 |
Матронинское [3, с. 316, рис. 3, 8] | Городище | 23 | 3 |
Флерковка [3, с. 318, рис. 3, 1, 2] | Случайная находка(2) |
КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА
Находка в Северной Осетии (горное cел. Кобан )
Источник:
http://fandag.ru/load/8-1-0-25
Сарматы
В первом тысячелетии до н. э. и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты между ними были зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский мир. Термины «сарматы» и более ранний «савроматы» — собирательные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие. Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5–7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому еще в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей. С «деятельностью» целых артелей «маровщиков», то есть людей, раскапывающих мары, или курганы, столкнулись в середине XVIII в. первоустроители Оренбургского края. Одна из таких групп в составе пяти человек в 1753 г. была задержана в заволжских степях и доставлена в Оренбург по распоряжению губернатора И. И. Неплюева. В начале XX в. (1911) крестьяне села Прохоровка, нескольких соседних деревень Михайловской волости Оренбургского уезда (ныне — Шарлыкский район) самовольно раскопали десятки курганов в поисках золота и драгоценностей. Властям удалось отобрать лишь небольшую часть найденных вещей, а многие из них бесследно исчезли.
Каменный жертвенник с изображением бараньей головы. VI–IV века до нашей эры. Выпахан в поле в окресностях села Камардиновки Александровского района. Храниться в областном краеведческом музее.
Обеспокоенные ростом этого «археологического браконьерства» в изучение древних курганов активно включились ученые и краеведы, стремясь спасти для науки бесценные памятники исторических древностей. В результате этого была выделена особая, так называемая прохоровская культура сарматов, определено ее отличие от скифских памятников. В последующем советские ученые на основе накопленного материала глубоко осветили основные этапы развития сарматского общества, дали характеристику его материальной и духовной культуры, их связей с соседними племенами и народами.
Важное значение имели раскопки Филипповских курганов в Илекском районе Оренбургской области. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. Было обнаружено не разграбленное захоронение с богатейшим кладом, содержащим более шестисот высокохудожественных изделий из золота и серебра.
Описания античных авторов и богатый археологический материал позволяют представить достаточно полную картину жизни и быта сарматских племен. Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство — разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Оно кормило и одевало, давало мясо, молоко, кумыс, шерсть, шкуры, войлок и т. п.
Сарматы с ранней весны до поздней осени кочевали по широкой степи в кибитках, крытых войлоком и запряженных быками, верблюдами, перегоняя свои многочисленные стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя и род имели свои традиционные районы кочевий, нарушение границ которых вело к столкновениям и межплеменным войнам. В зимнее время в тех или иных местах устраивались жилища и укрытия, способные защитить людей от морозов.
Сарматское оружие: железный наконечник копья (из раскопок у села Прохоровки Шарлыкского района в 1911 году) и железный кинжал (хутор Немятовка Перволоцкого района. Случайная находка 1962 года). Хранятся в областном краеведческом музее.
Находки многочисленных вещей, изготовленных из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сарматы владели умением добычи и обработки металлов. При поиске руд они нередко шли по путям, проторенным еще их предками — андроновцами и срубниками, устраивая копи в тех же местах. Кузнецы-оружейники ковали железные мечи, кинжалы; мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений; ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов.
Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей. Захоронения и курганные могильники обычно располагаются компактными группами, представляющими собой погребения одного рода.
Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе, своего рода гинекократия, т. е. господство женщин. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.
О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху.
Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду... Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.
Основным промыслом сарматов, как и многих других племен, находившихся на стадии варварства, была война. Многочисленные отряды сарматских конных воинов, нередко защищенных панцирями и кольчугами, вооруженных длинными железными мечами, луком и стрелами, наводили страх на соседние народы и государства. Римляне, столкнувшиеся с сарматской угрозой, так описывали этих кочевников: «Свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не пострижены, между ними нет ни одного, который не носил бы налучья, лука и синеватых от змеиного яда стрел».
Одно из двух серебрянных блюд IV–III веков до нашей эры иранской надписью «Чаша Атромитра». Найдено в кургане Прохоровки Шарлыкского района в 1911 году. Храниться в областном краеведческом музее.
Сарматы не только воевали, враждовали с другими народами, но и имели довольно широкие торговые связи с внешним миром. О географии этих связей говорят найденные в сарматских курганах оренбургских степей — Пятимарах, Мечет-Сае, Прохоровке, Покровке, Тара-Бутаке, Нежинке, Орске, Филипповке и др., — прекрасные золотые изделия среднеазиатской работы, иранские блюда и печать, финикийское стекло, алебастровый сосуд с древнеегипетской надписью, самшитовый гребень, железный панцирь греческой работы и т. п.
Среди ремесленных и ювелирных изделий, изготовленных сарматскими и иноземными мастерами, преобладают выполненные в так называемом «зверином стиле», свойственном также скифам, сакам, массагетам и другим родственным ираноязычным народам. На оружии, предметах быта, украшениях, конской упряжи изображались дикие звери: барс, пантера, волк, медведь, олень, горный козел, кабан, орел, а также баран, лошадь и др. Изображения стилизованы, полны динамики, экспрессии. Распространенным сюжетом была борьба диких зверей.
«Звериный стиль» был порожден религиозными верованиями, представлениями, связанными с поклонением животным. Ведущее же место в религиозных верованиях сарматов занимал культ огня, связанный с почитанием солнца как главного божества. Над могилой умершего сородича они разводили огромный погребальный костер и засыпали могильную яму его остатками, т. е. углем, перегорелой и прокаленной землей. В могилах жриц встречаются каменные переносные алтарики-жертвенники, также связанные с культом огня. В более позднее время у сарматов получило распространение поклонение мечу, символизирующему бога войны.
По мере роста численности населения, увеличения поголовья скота расширялись зоны передвижений сарматов. Со временем они заселили обширную территорию от Тобола до Днепра и Северного Кавказа. Теснимые с востока гуннами и другими племенами сарматы, называвшиеся аланами, в конце IV в. двинулись на запад, дошли до Римской империи, Пиринеев и даже Северной Африки. Постепенно они растворились в массе других народов.
При всей обширности территории обитания сарматских племен наиболее обжитой и заселенной была область южноуральских и северо-казахстанских степей. Достаточно сказать, что только по берегам реки Илек в среднем и нижнем ее течении выявлено более 150 курганных погребений, из которых 60 относятся к раннему, савроматскому времени (VI–IV вв. до н. э.) и 80 — к периоду так называемой прохоровской культуры (IV–II вв. до н. э.). Но не только безмолвные курганы — свидетели тысячелетней истории сарматов. Об их пребывании здесь говорят и некоторые данные топонимики: названия рек, озер, гор, урочищ. Как полагают, ираноязычное, сарматское происхождение имеют, например, названия таких рек Оренбургской области, как Сакмара, Самара, Касмарка и др. Самобытная культура сарматов, несомненно, оказала влияние на развитие культуры других племен и народов.
Л. И. Футорянский. «История Оренбуржья».
http://www.pfo.ru/?id=24318ДРЕВНИЕ АРИИ:
ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
http://fandag.ru/load/
Сарматское общество и военная организация
http://alania.clan.su/publ/4-1-0-14
Trofei de Daci de Sarmati ed altri Popoli Alleati Scolpiti nella Fascia e nel Piedestallo della Colonna Tronana, Plate XIV
[Trophies of the Dacians, the Sarmatians and Other Allied Peoples, Carved on the Surface and Pedestal of Trajan's Column]
Piedestallo, e base della Colonna Trajana, Plate X
[Top Portion of Pedestal and Base of Trajan's Column]
Сарматские катафракты, преследуемые римской конницей. Рельеф колонны Траяна (113 г.)
САРМАТЫ — САРМАТЫ, объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, савроматы, языги и др.). В 6 4 вв. до нашей эры жили на территории от реки Тобол до Волги. В 3 в. до нашей эры вытеснили из Северного Причерноморья скифов..
The Sarmatian Connection
Stories of the Arthurian Cycle and Legends and Miracles of Ladislas, King and Saint
[...]
Under the Emperor Marcus Aurelius (161-180) the Roman Army campaigned for eight years in Pannonia Barbarica (i.e., in the central and northern parts of the Carpathian Basin, north and east of the Roman limes along the Danube) against the Quadi, a German tribe, and Sarmatians and Alans, Iranian speaking barbarians who came from east of the Carpathians, from the south Russian steppe and from the Lower Danube Plains near the Black Sea. After hard but victorious battles, 5,500 Sarmatian/Alanian heavy cavalry (called cataphractarii, i.e. clothed fully in scale armour) consisting of prisoners taken in war were posted to Britain in 175. Marcus Aurelius sent these warriors to Britannia not only to keep them out of trouble in Pannonia Barbarica but also to deploy them beyond Hadrian's Wall.2 These Sarmatians are known to have been stationed in permanent camps outside the Roman forts at Ribchester in Lancashire, Chester, and elsewhere. The Sarmatian enclaves - especially the one at Ribchester, a Lancashire site known in ancient times as Bremetennacum veteranorum - survived until the end of the Roman era in the late 4th century A.D.
The tombstone fragments of a Sarmatian/Alanian standard bearer were found at Chester (Deva) in 1890. This is unique evidence of the presence of heavily armoured Sarmatian cavalry from the earliest third Источник:
http://www.hungarianquarterly.com/no144/p113.html
И еще фрагмент, CАТМАТЫ
И прорисовка с рельефа
Sarmatian armor- gold gilt, found near Hadrians wall
В бою сарматы сочетали тактику скифских или парфянских конных лучников с таранным ударом бронированных катафрактов, отдаленно напоминавших средневековых рыцарей.
Рассказывая о битве сарматов с парфянами Тацит пишет, что сарматы стремились "не допустить, чтобы их осыпали стрелами: это необходимо предупредить стремительным натиском и рукопашной схваткой. Отсюда - несхожая картина в войсках обоих противников: парфянин, приученный с одинаковой ловкостью наскакивать и обращаться вспять, рассыпает свои конные части, дабы можно было беспрепятственно поражать врага стрелами, а сарматы, не используя луков, которыми владеют слабее парфян, устремляются на них с длинными копьями и мечами, и враги то сшибаются и откатываются назад, как это обычно в конном бою, то, как в рукопашной схватке, теснят друг друга напором тел и оружия".
На самом деле и парфяне и сарматы использовали сходную тактику. Но у сарматских катафрактов пика становится основным оружием, а лук - вспомогательным.
Sарматы Die Sarmaten
.
Die Sarmaten
Der Eintritt der Sarmaten in unseren Geschichtskreis beginnt mit ihrer ersten Erwähnung bei Herodot von Halikarnassos. In seiner Beschreibung der Nordschwarzmeersteppen im 5. Jh. v. Chr. lokalisiert er sarmatische Stämme östlich des Don, südlich der Uralausläufer, "in einem Land ganz ohne wilde und veredelte Bäume".
Die Quellenlage zur Geschichte der Sarmaten gestaltet sich ähnlich wie die der Skythen. Da sie keine eigene Schrift entwickelten sind wir zu ihrem Studium auf die Beschreibungen antiker Autoren anderer Völker angewiesen.
Anthropologische Untersuchungen eindeutig sarmatischer Grablegen weisen die Bestatteten als europieden Menschentypus aus. Dies mag verwundern, werden Steppenbewohner doch generell mit mongoloiden Merkmahlen assoziiert, was jedoch falsch ist. Der massive Zuzug mongolischer Bevölkerungsteile in den zentralasiatischen Steppengürtel fällt erst in spätere Zeit.
Die überlieferte Sprache der Sarmaten ist eine indo-iranische, dem Skythischen sehr ähnlich.
Entsprechend ist von Herodot auch eine Ursprungssage der Sarmaten überliefert, wonach sie aus einer Verbindung verbannter skythischer Jünglinge mit Amazonen stammen sollten. Die Unterschiede der beiden Sprachen führt Herodot darauf zurück, das die Amazonen nicht vollständig einer Sprache mächtig gewesen sein sollen.
Источник:
http://www.marook-armouries.de/sarmaten2.htm
--------------------------------------------------
САРМАТЫ — САРМАТЫ, объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, савроматы, языги и др.). В 6 4 вв. до нашей эры жили на территории от реки Тобол до Волги. В 3 в. до нашей эры вытеснили из Северного Причерноморья скифов..
Удачный рейд (Понтийская степь, I-II в. н.э.): 1 - знатная сарматка (середина I в. н.э.); 2 - сарматский или аланский тяжело вооруженный конный копейщик (I-III в. н.э.); 3 - гето-дакийский пленник (100 г. н.э.).
Панцири защищали не только всадников, но и их лошадей. Конский доспех представлял собой чешуйчатую или пластинчатую попону. Маска лошади была, вероятно, чешуйчатой. Иногда грудь коня дополнительно защищали выпуклые круглые пластины. Однако конский панцирь не был обязательным. На многих изображениях катафрактарии сидят на лошадях, совершенно не имеющих защиты. Главным оружием катафрактария был «контос» («kontos» по-гречески и «contus» в латинской форме) — огромное копье, достигавшее у сарматов длины, вероятно, 4—4,5 м.
Особенности вооружения катафрактариев определяли их тактику, приемы боя и боевые порядки. Такая конница атаковала врага на легкой рыси сомкнутым строем. Защищенные доспехами от стрел, дротиков и других снарядов, они представляли собой грозную силу и часто, опрокидывая врага длинными копьями, прорывали его боевые порядки. Именно в особенностях тактики и за-ключается основное отличие катафрактариев от других видов тяжелой конницы
http://www.badaew.narod.ru/sarmat/sarmat_files/sarm7.jpg
This close up of the deep base relief of the Column of Marcus Aurelius shows the upward spiralling effect of this frieze as it tells the story of the Emperor’s victories over Marcomanni and Quadi in Czechia, and the Sarmatians in Hungary, ending in A.D. 175. The wonderful story-telling imagination of these ancient people has unraveled a cinematographic memorial appearing like an immense strip of film, wrapped around the column, from the bottom to the top.